Светлана Булатова
Сценарий досуга в старшей коррекционной группе «Новогодние посиделки у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №95 комбинированного вида»
города Магнитогорска
Сценарий досуга в старшей коррекционной группе «Колосок»
«Новогодние посиделки у самовара»
19 декабря 2018г.
Учитель-дефектолог Кишкина С. Ф.
Учитель-логопед Планкова М. Ю.
Воспитатель Тюкинеева О. В.
Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа, хранящему дух времени и богатство традиций.
Задачи:
- пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
Публикация «Сценарий досуга в старшей коррекционной группе „Новогодние посиделки у самовара“» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Посиделки
- Самовар
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- познакомить с историей появления чая.
- способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.
-развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.
- развивать музыкальные и театральные способности детей посредством интереса к фольклору.
- воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.
Материалы и оборудование:
- народные костюмы
- самовар
- компьютер
- презентация «История самовара»
-стол со скатертью и угощениями
-разрезные картинки в конвертах
- карточки с буквами и цифрам
- пакетики с чайной заваркой
- чайная посуда
- варенье в розетках на подносе
- «Цветные палочки Кюизенера»
- карточки – схемы «Самовар»
Музыкальное сопровождение:
Музыкальные композиции «Бояре, а вы к нам пришли», «Светит месяц», «Ах вы, сени мои сени», хоровод «Калинка», песня «Самовар», «Пряники русские», русские наигрыши, китайская народная музыка.
Предварительная работа:
Познавательные занятия «Традиции гостеприимства на Руси», «Самовар и чаепитие», экскурсия в школьный краеведческий музей школы №65 с целью ознакомления с предметами русского быта; д/и «Собери самовар», «Укрась посуду», «Раньше и сейчас»; заучивание стихов о самоваре, пословиц и поговорок о чае и самоваре, гостеприимстве; чтение произведений худ. литературы, где встречается самовар; рисование «Русский самовар», «Русская изба», «Современное чаепитие»; рассматривание картин русских художников о традициях чаепития; лепка самовара;
Ход посиделок:
Хозяйка 1: Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые,
Заходите, проходите
Давно мы вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Хозяйка 2: По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели.
Низко кланялись все им,
Пола чуть рукой касаясь
И приятно улыбаясь.
В старину приветствовали всех поклоном:
Проходите, гости дорогие! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка3: Редкий гость никогда не в тягость. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили мы на людей посмотреть, да себя показать. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Я от скуки, мастерица на все руки. Приглашаю сесть рядком, да поговорить ладком. Дети, почему вы такие нарядные, красивые?
Дети: Потому что у нас праздник, посиделки.
Хозяйка 1:
Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки.
Для друзей и для гостей.
Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит
(ответ детей - Самовар)
Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
Хозяйка 3: Давайте принесём наш самовар, а кто мне поможет его принести узнаем при помощи считалки:
Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар.
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля.
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - ты и я.
Вместе с детьми ходим вокруг самовара
Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?
(Ответ детей - самый главный на столе)
Хозяйка 2:
Мы хотим с вами поиграть
И что знаете узнать.
Готовы вы с Самоваром поиграть
И на вопросы отвечать?
«А знаете ли вы, ребята, для чего нам нужен самовар?» (ответы детей)
Д/игра «Собери словечко» (родители с детьми)
А давайте разложим с вами цифры по порядку. Под каждой цифрой – буква. Кто вперед соберет слово «Самовар».
- Самовар – это еще и символ семейного очага и дружного общения. Он всегда занимал почетное место в любом доме. Там, где самовар, там всегда веселая беседа и интересные игры.
Хозяйка 1: презентация «История самовара»
А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком. Самовар - самоварец-самоварчик. Так ласково звали его в прошлые времена. Столица самовара г. Тула. Тульские мастера веками не только ковали оружие, но и делали самовары. Что же такое самовар?
Дети: Это посуда для чая. Это прибор, из которого пьют чай.
Хозяйка 1: Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам, варит" - отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство. Только на Руси пили чай из самовара. Их делали разными: Большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Своё победное шествие по России «водогрейный сосуд», т. е самовар начал с г. Тулы, которую по праву называли самоварной столицей. Именно здесь более 260 лет назад братья Иван и Назар Лисицыны изготовили первый самовар. А какие бывают самовары?
Дети: Электрические и жаровые.
Дети: У него есть труба для топки, куда помещали шишки, ветки, щепки, угольки
Хозяйка 3: Предлагаю отдохнуть, поразмяться
Дети становятся в круг и выполняют движения
Самовар похож на чайник (руки на поясе, надувают щёки)
Очень важный, как начальник (Поднимают плечи, пыхтят)
Вот фарфоровые чашки (приседания)
Очень хрупкие, бедняжки (руки к щекам, качают головой)
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками)
Только стукни – разобьются (хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки
Голова на тонкой ножке (потянуться, руки над головой)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принёс (сделать общий круг)
Хозяйка 2:
Внимание-внимание
Второе задание!
Вы ребята не зевайте
Самовар наш собирайте
Поспешите, не шумите.
Да всё точно вы сложите».
Игра «Собери картинку» (родители с детьми собирают самовар и из Цветных палочек Кюизенера).
Хозяйка 1:
Сядем-ка пока рядком
Побеседуем ладком.
А потом налью питье
Я открою вам секрет -
Ведь ему уж много лет!
Так: сперва китайцы пили
Вслед индейцы подхватили,
После к немцам корабли
Это чудо привезли.
Нынче на Руси народ,
Сей напиток шибко пьет.
Он горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный.
Кто догадался, отвечай
Как зовется "чудо"?
Дети: чай
Хозяйка 2:
Ребята, а какой самовар без чая. Чай – это что? (дети отвечают - напиток)
Любите ли вы, ребята, чай? (Ответы детей) А как вам кажется, всегда ли люди знали о таком замечательном напитке? Конечно, не всегда. Долго-долго люди пили только морс, кисель, сбитень, квас…
А хотите узнать, как они узнали про чай? Тогда садитесь в кружок и помогите мне, пожалуйста, рассказать красивую сказку о чае. А чтоб рассказ наш получился, вы должны выполнять те действия, которые я вас попрошу.
(Детям раздаются атрибуты (султанчики, свистульки, ведра… для звукоподражания).
«Сказка о чае» (Звучит китайская музыка)
Существуют разные легенды происхождения чая на Руси. Одна из них гласит, что однажды около 5 тысяч лет назад китайский император гулял в саду, там были деревья и кусты (ребенок прохаживается в шапке Императора). Под ногами у него шуршала трава (дети шуршат, на ветвях пели птицы (дети свистят в свистульки). Он устал, присел и приказал согреть воду для питья. Слуги, конечно, засуетились. И когда вода закипела (дети передают звук свистулькой, совсем неожиданно подул сильный ветер и в воду попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Но тут пошел дождь (дети стучат по донышкам ведерок) и он быстро, но бодро засобирался домой. Так человек попробовал первый раз этот замечательный напиток.
Хозяйка 3: Мы для вас приготовили чаи с разными вкусами и ароматами. Но сначала послушайте…
Рассказ о происхождении чайных пакетиков.
Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из тонкого шёлка, ссыпал в них чай и в такой «упаковке» возил их по ресторанам в качестве рекламы. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская в чашку. Так и появился чай в пакетиках.
Завариваем пакетики. Чем они отличаются? А вы, какой больше чай любите? (ответы детей)
Конкурс для родителей «Узнай чай по цвету» ( пакетики чая: зеленого, черного, красного)
Конкурс для детей «Угадай чай по вкусу»
(родители угадывают чай по цвету, а дети - по вкусу)
1. Чай с вареньем и лимоном,
С пряниками и поклоном.
Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
2. Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
3. Ведь полезен разный чай!
Если пьешь ты чёрный чай,
Бодрость льётся через край.
Если чай зелёный пить,
То легко здоровым быть!
4. Ну а красный чай прекрасен,
И не только тем, что красен,
Помни, если чай ты пьёшь, -
Каждый чай собой хорош!
5. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
Хозяйка 1: Это точно. Чай сначала и был как лекарство.
Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться».
А с чем пьют чай? (С мёдом, малиной, ромашкой, мятой, лимоном)
В таком случае слушайте внимательно, не перебивайте,
А отгадку знаете – руку поднимайте.
Игра «Загадки»
Белый камень
В воде тает
(Сахар)
Ягоды собрали, с сахаром смешали,
Варили-варили, в банки положили -
Вкусно! Всем на удивленье
К чаю что дают? (Варенье)
Длинные и круглые,
Белые и смуглые,
Что за сладкие кокетки
В платьях-фантиках? (Конфетки)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я один его не съем,
Разделю ребятам всем (бублик, сушка)
Игра «Шапка Невидимка» (посчитать сушки с закрытыми глазами)
Хозяйка 2:
А, вот ещё, последняя загадка
Сладкие, печеные,
Глазурью золоченые,
Тульские резные,
Ажурно-расписные
Кушают Андрюши,
Маши, и Надюши,
И Максимки, и Иринки,
Разломив на половинки.
Угостят и Танечку
Ароматным. (пряничком)
Посиделки заканчиваются чаепитием.
Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник «Пряник – разгоняй»! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение – Пряник - разгоняй!
Хозяйка3:
Посиделки – вечеринки,
У кого ты не спроси,-
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: - До новых встреч!
Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ,
посиделки закрывай!