Наталья Караваева
Сценарий досуга по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Города-герои»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект досуга по нравственно-патриотическому воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста
Города-герои
Подготовила:
воспитатель Караваева Н. В.
Ход досуга
Цель: Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе знаний о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
Обучающие:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Города - герои
- Города - герои. Сценарии
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2020
- познакомить детей с городами–героями Москва, Ленинград (Санкт –Петербург, Волгоград (Сталинград);
- пополнять знания об истории нашей Родины, ознакомив их с основными фактами и реалиями Великой Отечественной войны
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- развивать чувство сострадания, взаимоуважение, взаимопомощи;
- развивать стремление узнать историю своей страны.
Воспитательные :
- воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов, стремление быть приемниками лучших традиции своего народа;
- чувство патриотизма, гордости за свою страну;
- воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Материал и оборудование: презентация «Города-герои»; компьютер, проектор, фонограмма военных песен, письмо – «треугольник», кусочки хлеба
Словарная работа: Германия, фашистская Германия, ветераны Великой Отечественной войны, документальные фильмы, Советский Союз, военные эшелоны, зажигательные бомбы, поражение, «стереть с лица земли», высотка, блокада, блокадный Ленинград.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: беседа на тему «Давным – давно прошла война», просматривание документальных фотографий, иллюстраций о Великой Отечественной войне, разучивание стихов о войне, песни о Родине, просматривание фото- книги «Города – герои» Ю. Д. Дмитриева, фотографий современных городов Москва, Санкт -Петербург, Волгоград.
Ход занятия
Воспитатель : Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от своих дедушек и прадедушек. Мы не могли о ней не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. ВОВ все дальше и дальше уходит в прошлое, становится страницей истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней.
А когда началась ВОВ? (Ответы детей).
Воспитатель : Да, война началась летом 1941 года. До этого дня люди мирно жили и ничего не подозревали о грядущей беде.
Ребенок читает стих:
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала
На кровати, на столе - игрушки,
За окном - большой, зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звёздных точках
Небо тоже дожидалось дня.
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Воспитатель : На защиту страны встал весь народ.
Звучит музыка «Вставай, страна огромная» А. Александрова.
Воспитатель :… Тогда еще никто не знал, что война продлится целых 4 года…
Родина высоко оценила мужество и героизм своих защитников, присвоив им почетное звание Героев Советского Союза. Среди Героев есть и города, которые во время ВОВ мужественно сражались против вражеской немецкой силы. Несмотря на то, что им выпали самые кровавые битвы и самые тяжелые потери, они не сдались, выстояли и победили.
По праву звания дают:
По срокам выслуженных лет, -
На Юбилей гремит салют,
В простые даты - "стол-фуршет".
Войны Герои-города,
Врагу не дали вы пройти,
Они напомнят нам всегда
Побед нелегкие пути.
Вы на виду у всей страны,
И в сводках каждый день войны
Звучали ваши имена,
Просила об одном она.
Читают дети:
Герои-города : Москва,
(блокадный) Ленинград,
Одесса, Киев, Сталинград,
Новороссийск, Орел, и Брест,
Курск, Тула, Мурманск, и Смоленск,
Минск, Севастополь,
Белгород, и Керчь, -
На вас надежда: Родину беречь!
Воспитатель : Сегодня я приглашаю вас совершить поездку по городам – героям : Москве, Ленинграду, сейчас это город Санкт–Петербург, Волгограду, и совершить экскурсию по местам боевой славы. Я очень хочу, чтобы вы гордились своей страной, её подвигом в годы Великой Отечественной войны, её героями.
Воспитатель : В город – герой Москва мы полетим на самолёте.
Звучит «гул самолёта». Дети встают, подняв руки в стороны «самолет», оббегают зал по кругу и садятся на места.
Воспитатель : С главной площади нашей страны – Красной, солдаты уходили на фронт. Садились в военные эшелоны и отправлялись на фронт. Под Москвой развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Сотни тысяч москвичей встали на защиту своего родного города.
Ребё нок:
Москва, моя родная мать, люблю тебя всем сердцем свято.
Тебя иду я защищать, по долгу сына и солдата.
Честь и красоту твою, храня, тебя спасу я от огня.
Воспитатель : На фронт уходили отцы и братья. Ребята, скажите, а кто оставался дома?
Воспитатель : Дома оставались старики, женщины и дети. Чем помогали они стране в столь трудное время?
Воспитатель : Правильно, они работали на заводах, делали снаряды, рыли окопы, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти свои дома от пожаров. И очень ждали с фронта писем от своих родных. А письма во время войны назывались «треугольниками» (воспитатель показывает письмо- «треугольник»). Вот несколько строк из солдатского письма: «Здравствуйте, мои дорогие, родные! Пишу вам прямо с поля боя. Бой только что затих. Но думаю что это ненадолго. Спешу сообщить, что пока жив и здоров. Очень хочется увидеть вас, места свои родные, скучаю очень. Наш полк стоит под Москвой, родную столицу защищаем. Фашистские самолёты пытаются разрушить Москву с воздуха, но наши истребители преграждают им путь. Танковые армии врага пытались окружить город. Но их остановили наши солдаты. Среди них Василий Клочков. Когда закончились боеприпасы, тяжело раненный Клочков с последней связкой гранат, бросился под гусеницы вражеского танка со словами «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Его примеру последовали другие. Они все погибли, но не пропустили ни одного вражеского танка. Всё дальше и дальше гоним мы врага от нашей дорогой Москвы. И знайте одно: живы будем – увидимся, погибнем – значит за Родину.»
И солдаты погибали, отдавая свои жизни за Москву. Здесь, под Москвой, советские солдаты одержали первую победу над фашистской Германией. А городу Москва присвоено звание город – герой.
Танец «Журавли»
Воспитатель : В город – герой Волгоград мы поплывём на теплоходе.
Звучит песня «Морской капитан» (музыка и слова М. Протасова).
Дети выполняют танцевальные движения.
Воспитатель : Потерпев поражение под Москвой, фашистская армия прорывалась к Волге – великой русской реке. Они хотели захватить Сталинград. Сейчас этот город называется Волгоград. Враг был сильным и опасным. Фашистские генералы получили приказ стереть с лица земли город на Волге. Немецким захватчикам удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждый дом, за каждую улицу.
На одной из высоток произошла битва советских солдат с фашистами. Битва эта получила название Сталинградская. Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались снаряды. Наши бойцы бились с гитлеровцами в рукопашной схватке. Много наших солдат погибло в неравном бою, много было ранено. К ним на помощь спешили медицинские сёстры.
Сценка : раненный солдат лежит на земле, рядом автомат.
Воспитатель : Пушки грохочут, пули свистят, ранен осколком снаряда солдат.
К солдату подходит медицинская сестра, кладёт руку ему на плечо.
Воспитатель : Шепчет сестричка: «Давай помогу, рану твою перевяжу» Медсестра перевязывает раненного, помогает ему встать. Уходят.
Воспитатель : Фашистам не удалось захватить вершину высотки, они стали отходить. Так была одержана ещё одна победа советских солдат. А городу присвоено звание город –герой. В память о Великой Отечественной войне, её героях в Волгограде поставлены памятники.
Воспитатель : Чтобы попасть в город Ленинград, а сейчас это город Санкт- Петербург, мы поедем на поезде.
Звучит фонозапись звука поезда.
Дети встают друг за другом, двигаются по залу, изображая «поезд».
Воспитатель : Есть очень хорошая пословица «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». В битве за родной город ленинградцы стояли насмерть. Во время войны город оказался в кольце фашистских войск, т. е. в блокаде. Связь города с землёй прервалась. Лишь одна дорога связывала блокадный город с землёй. Это - Дорога Жизни. Дорога шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому льду озера. Много опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью фашистские бомбардировщики сбрасывали бомбы на машины, которые везли в город продукты. Часто лёд трескался, и машины тонули, но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили измученных и обессиленных людей. Много дней и ночей город был оторван от других городов. Особенно тяжело приходилось детям.
Единственным продуктом был хлеб, но его не хватало. Лишь маленький кусочек (воспитатель показывает 250 г хлеба) выдавали тем, кто работал, и ещё меньше (показывает 125г хлеба) тем, кто не работал, это дети и старики. Хлеб не был таким свежим, мягким, белым, какой мы едим сейчас. Он был клейким, похожим на глину, но люди ели, потому что знали: другой еды не будет.
Воспитатель : Ребята, я прошу обратить ваше внимание на эту фотографию. Это портрет ленинградской школьницы Тани Савичевой. Во время блокадного Ленинграда она вела записи в дневнике. Вот что она пишет (воспитатель читает записи из дневника девочки)
Воспитатель : Но вера в победу помогла людям выстоять, помогла победить. Полной победой закончилась Великая Отечественная война советского народа против немецко – фашистских захватчиков. Эта победа пришла к нам 9 мая 1945 года. Вся страна праздновала День Мира, День Победы. В память о Великой Победе во многих городах нашей страны горит Вечный огонь. Каждый год 9 мая к нему приходят люди, чтобы поклонится и вспомнить Героев – победителей. Память эта вечна!
Дети читают стихи:
День Победы – праздник дедов, это праздник твой и мой.
Пусть же чистым будет небо у ребят над головой!
Пусть гремят сегодня пушки на парадах и в кино!
Мы за мир – войны не нужно, это точно решено!
Мы за то, чтоб вся планета зеленела словно сад,
Чтобы нёс спокойно службу мирной Родины солдат!
Мы за то, чтоб в мире дети не играли бы в войну,
Чтобы утром на рассвете слушать мира тишину!
Воспитатель подводит итог занятия.
Звучит песня «День Победы» (музыка и слова Т. Андрейченко). Дети, маршируя, выходят из зала.