МААМ-картинки

Сценарий дня «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной групп

Александра Лохматова
Сценарий дня «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы

Славянской письменности и культуры. 2019

Сценарий праздника «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной гру пп.

Лохматова Александра

Публикация «Сценарий дня „День культуры и славянской письменности“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Ход праздника:

Муз. рук. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

А это значит, что славяне – славный народ.

Звучит колокольный звон, выходят ведущие:

1 Ведущий:

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

2 Ведущий:

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1 Ведущий:

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

стих

2 Ведущий:

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(демонстрация наскальных рисунков)

1 Ведущий:

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(демонстрация наскальных символов-букв)

2 Ведущий:

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

1 Ведущий:

Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл

(в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники, который находится в Греции.

2 Ведущий:

Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником.

1 Ведущий:

Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

( Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

2 Ведущий:

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

1 Ведущий:

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

( Изображение: Берестяные грамоты)

2 Ведущий:

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком. С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

( Изображение:. АЗБУКА)

1 Ведущий:

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

2 Ведущий:

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 Ведущий: Ребята, а давайте и мы с вами попробуем собрать наши все 33 буквы алфавита в правильном порядке?

Игра

2 Ведущий:

Ребята, послушайте пословицы и попробуйте их продолжить…

• Кто хочет много знать, …. тому мало надо спать.

• Идти в науку – …. терпеть муку.

• Божьей волей свет стоит …. наукой люди живут.

• Без муки нет и …. науки.

• Ничего не мыслить – …. век киснуть.

• Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

• Что написано пером, не вырубишь… топором.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

( Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

1 Ведущий:

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

2 Ведущий:

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

1 Ведущий:

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нё м:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

2 Ведущий:

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

(Святые Кирилл и Мефодий)

1 Ведущий:

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

2 Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий:

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий:

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий:

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает:

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут — рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек — съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна — буковка «А».

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А»?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А».

Ведущий:

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Помню!

Ведущий:

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий:

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий:

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).

Ведущий:

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Да.

Ведущий:

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила:

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий: Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З»).

Ведущий: Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите — угощаю!»

Историк: Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк:

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)

Ведущий:

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья.

Ух, какое угощенье:

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий:

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий:

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)

Ведущий:

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят.

Бобик крутится у ног:

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий:

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука».

Звон колокольчика. Входит буква:

Добро.

Добрый день! Меня зовут «Добро».

Ведущий.

Какое у тебя доброе имя!

Добро.

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню: «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо).

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Ведущий.

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам, братья, славян просветители”.

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Ведущий:

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз.

23.05.2019

Публикации по теме:

Сценарий выступления на фестивале детского творчества, посвящённого Дню славянской письменностиСценарий выступления на фестивале детского творчества, посвящённого Дню славянской письменности 17 мая, в городе Асбесте проходил фестиваль детского творчества "Народная карусель", посвящённый Дню Славянской письменности. Дети из детского.

Конспект занятия «День славянской письменности и культуры» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А. П. города Белово».

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть перваяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть первая Все Славяне с давних пор Вели древний разговор, Говорить кому и как, И как правильно писать. А Мефодий и Кирилл Азбуку нам подарил, Чтоб.

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третьяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третья В этой публикации я расскажу о третьей, заключительной, не менее интересной части праздника «День славянской письменности и культуры».

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть втораяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть вторая 24 мая в России ежегодно празднуется день св. Кирилла и Мефодия, день славянской письменности как государственный праздник. День славянской.

Фотоотчет «День славянской письменности в разновозрастной группе»Фотоотчет «День славянской письменности в разновозрастной группе» Праздник Славянской писменности стал для нашего детского сада традицией. Каждый раз с детьми к празднику разучиваем стихи,изготавливаем буквы.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Создание славянской письменности» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная к школе группа Тема: «Создание славянской.

Праздник для школ и колледжей «День славянской письменности» Данная публикация рассчитана на широкую школьную аудиторию,а также на учащихся колледжей. Она может использоваться полностью как один сценарий.

Сценарий квеста «День добра» для старшей и подготовительной групп СЦЕНАРИЙ КВЕСТА ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Цель: - мотивировать детей на совершение добрых.

Сценарий развлечения «День семьи» для старшей и подготовительной групп Сценарий развлечения «День семьи» Для старшей и подготовительной групп Цель: формировать первичные представления о семье, семейных обязанностях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий дня «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной групп
Опубликовано: 4 июня 2019 в 16:12
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий дня «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной групп» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лохматова (УИ 618801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД