Александра Лохматова
Сценарий дня «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Славянской письменности и культуры. 2019
Сценарий праздника «День культуры и славянской письменности» для старшей и подготовительной гру пп.
Лохматова Александра
Публикация «Сценарий дня „День культуры и славянской письменности“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2019
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки, рассказать о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры, способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.
Ход праздника:
Муз. рук. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Звучит колокольный звон, выходят ведущие:
1 Ведущий:
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
2 Ведущий:
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
1 Ведущий:
Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.
стих
2 Ведущий:
Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.
Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(демонстрация наскальных рисунков)
1 Ведущий:
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(демонстрация наскальных символов-букв)
2 Ведущий:
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)
1 Ведущий:
Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл
(в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники, который находится в Греции.
2 Ведущий:
Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником.
1 Ведущий:
Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
( Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)
2 Ведущий:
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.
(Изображение первых книг)
1 Ведущий:
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией. Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.
( Изображение: Берестяные грамоты)
2 Ведущий:
На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком. С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.
( Изображение:. АЗБУКА)
1 Ведущий:
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой». «Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
2 Ведущий:
А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.
1 Ведущий: Ребята, а давайте и мы с вами попробуем собрать наши все 33 буквы алфавита в правильном порядке?
Игра
2 Ведущий:
Ребята, послушайте пословицы и попробуйте их продолжить…
• Кто хочет много знать, …. тому мало надо спать.
• Идти в науку – …. терпеть муку.
• Божьей волей свет стоит …. наукой люди живут.
• Без муки нет и …. науки.
• Ничего не мыслить – …. век киснуть.
• Аз, буки, веди, страшны как… медведи.
• Что написано пером, не вырубишь… топором.
Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.
( Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)
1 Ведущий:
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.
2 Ведущий:
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
1 Ведущий:
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нё м:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
2 Ведущий:
24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.
(Святые Кирилл и Мефодий)
1 Ведущий:
Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
2 Ведущий:
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.
Инсценировка «АЗБУКА»
Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей
Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.
Буква «А» :
Беда, беда!
Ведущий:
Что случилось?
Буква «А» :
Пропало слово, слово пропало!
Ведущий:
Какое слово?
Буква «А» :
Жило-было слово.
Играло, училось, ходило в школу
И вообще жило замечательно.
Ведущий:
Но вот, что было в нем примечательно,
Слушало учителей своих оно невнимательно,
И никак не могло запомнить, что же оно означает.
И, вот как, ребята, в жизни бывает:
Однажды слово, проснувшись рано,
Оделось, умылось, взяло корзину,
И пошло в лес – за грибами,
Не далеко тут — рядышком с нами.
Долго ходило, проголодалось,
Село на пенечек — съело пирожочек,
Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!
Буквы растерялись, перемешались и потерялись.
И осталась у нас одна — буковка «А».
А слово-то не знало, что оно означает,
И как слову собраться снова – буква «А» не знает.
А пока буковка «А» плачет –
Наша с Вами основная задача – помочь ей!
Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!
А в каждом задании – есть свои правила.
Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача: внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А»?
Дети отвечают.
Вдруг вбегает вторая буква «А».
Ведущий:
А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.
2-я буква «А» :
Помню!
Ведущий:
Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.
2-я буква «А» :
Александра и две Али
Астры в садике сажали,
А Артур и два Алёшки
Алфавит читали кошке.
Ведущий:
Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?
Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.
Ведущий:
Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.
В зал входит ребенок с табличкой (буква «К»).
Буква «К» :
Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает).
Ведущий:
Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?
Буква «К» :
Да.
Ведущий:
Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!
Буква «К» :
Куклу Катеньку Камилла
Кашей манною кормила:
«Кушай, Катя, кушай, детка,
К чаю есть у нас конфетка»
Ведущий: Ну что, ребята, это за буква, догадались?
Дети отвечают.
Входит ребенок с табличкой (буква «З»).
Ведущий: Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!
Буква «З» :
«Зоя, Зиночка, Захар!
Закипает самовар!
Земляника нынче к чаю.
Заходите — угощаю!»
Историк: Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?
Дети отвечают.
Историк:
Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «У»)
Ведущий:
А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.
Буква «У» :
У Ульянки день рожденья.
Ух, какое угощенье:
Утка, устрицы, урюк –
Угощайтесь, все вокруг!
Ведущий:
Так что же, ребята, это за буква?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК». Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!
В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б»)
Ведущий:
А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!
Буква «Б» :
Бэлла, Боря и Булат
Бублики весь день едят.
Бобик крутится у ног:
Бобик бублик съесть не смог.
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б», а в славянском алфавите она называется «БУКИ».
Ну что же - все буквы мы с вам отгадали — остается теперь из них составить слово целиком.
Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука».
Звон колокольчика. Входит буква:
Добро.
Добрый день! Меня зовут «Добро».
Ведущий.
Какое у тебя доброе имя!
Добро.
Доброта – лучшая черта характера человека.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Дети поют Песню: «Вот что значит настоящий добрый друг….»
Я принесла вам загадки. Отгадайте их.
1) Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)
2) Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить. (Гусиное перо).
Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.
Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.
3)Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Ведущий.
Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
Гимн “Слава вам, братья, славян просветители”.
(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).
Ведущий:
43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз.
23.05.2019