Приложение МААМ

Сценарий мероприятия «День родного языка»

Болелова Олеся Николаевна
Сценарий мероприятия «День родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА»

Цель: познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.

2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.

3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.

Публикация «Сценарий мероприятия „День родного языка“» размещена в разделах

4. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

5. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности. гордости за свой народ.

Ход занятия

Звучит музыка

Воспитатель: В приюте у нас веселый праздник,

Льется музыка кругом.

Мы сегодня этот день

Праздник дружбы назовем!

СЛАЙД 1.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, как о средстве общения. Этот день был утверждён в 1999 году 21 февраля. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке, значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский, он родной.

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья, правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде, поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Воспитатель: У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.

СЛАЙД 2.

Воспитатель: Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Правильно – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.

А вот здесь страна Китай (показ на экране). Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Есть еще очень много государств и у каждого свой язык.

СЛАЙД 3.

Воспитатель: А это — Россия (показ на экране). Россия очень большая страна и многонациональное государство.

Стихи (дети)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет!

Воспитатель: Константин Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Стихи (дети)

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша страна.

СЛАЙД 4.

Воспитатель: В России проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке. Более 130 языков звучат в нашей стране.

Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном.

Воспитатель: В России живет очень много народов и у каждого из них неповторимая культура есть свои обычаи, песни, танцы, костюмы и, конечно же, язык. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.

СЛАЙД 5.

Воспитатель: Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась?

Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем?

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. А какое первое слово произносит ребенок?

СЛАЙД 6.

Воспитатель: Это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному : по-немецки – «МУТЕР», по-английски – «МАЗЕ», по-французски – «МАМАН».

Воспитатель: В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Слайд 7.

Воспитатель: Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову, т. е слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

СЛАЙД 8.

Воспитатель: Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,

Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это? (снеговик)

СЛАЙД 9.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (снежинки)

СЛАЙД 10.

А вот ещё загадка.

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб (снегоуборочная техника)

СЛАЙД 11.

СЛАЙД 12.

А это что такое? (снегоход, снегокат, снежколеп)

Воспитатель: Молодцы, ребята все отгадали.

К. Г. Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

А Н. Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка». И начнем мы с пословиц.

Воспитатель: Что такое пословица? (Ответы детей). Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость.

Воспитатель: Для чего нужны пословицы? (Ответы детей). Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

СЛАЙД 13.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем». Я говорю начало пословицы, а вы все вместе ее продолжаете.

СЛАЙД 14.

• Поспешишь — …людей насмешишь.

• Что посеешь, … то и пожнешь.

• Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

СЛАЙД 15

• Век живи - …. век учись.

• Крепкую дружбу топором не …. разрубишь.

• Землю солнце красит, а человека …. Труд.

СЛАЙД 16

• Семь раз отмерь, … один отрежь.

• Глаза боятся, … а руки делают.

• С кем поведешься … от того и наберешься.

СЛАЙД 17

• Нет друга ищи, а нашел … береги.

Семеро одного …. Не ждут.

• Делу время … потехе час.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы постарались, вспомнили пословици. А теперь поиграем в другую игру «Слова наоборот». Ребята, вы знаете, что такое антонимы? Правильно, антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов. (На ватмане написаны слова, дети подходят и пишут по одному слову)

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло

широкий - узкий

толстый - худой

горячий - холодный

громкий – тихий

день - ночь

хорошо - плохо

длинный - короткий

огонь – лед

солнце - луна

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Воспитатель: А сейчас следующая игра «Крылатые выражения». Что такое крылатые выражения? Как вы думаете? Крылатые выражения - попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность.

Раскроите смысл этих выражений.

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос. (обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно раскрыли смысл крылатых выражений. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

(показать виды словарей. Выставка)

Воспитатель: В русском языке много разных слов и я предлагаю вам написать на сердечках одно доброе слово и прикрепить на наше большое сердце.

(После того, как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому сердцу и приклеить свое сердечко клеем).

Воспитатель: Посмотрите на наше сердце, сколько слов мы придумали на родном языке.

Дарите добрые слова

От сердца чистого дарите!

Ведь наша жизнь так коротка…

Вы дальше жить всем помогите!

Дарите тем, кто одинок

И тем, кто счастлив, жизнь проходит.

А вечной ДОБРОТЫ урок

Всегда признание находит.

Дарите добрые слова…

Что наша жизнь? Одно мгновенье!

И точно, кто-то ждет всегда

Когда на нас найдет прозрение.

Дарите добрые слова…

Прошу дарите без стеснения.

Любому доброта нужна,

Любому нужно окрыленье!

А мы стесняемся порой

От всей души дарить признанья

И остаемся за стеной

Обид, забот и ожиданья.

Дарите добрые слова

Всем — незнакомым и любимым.

Дарите добрые слова,

Чтоб сделать этот мир красивым!

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной и вежливой? (Ответы детей)

Я предлагаю вам запомнить заповеди речевого этикета.

Заповеди речевого этикета

1. Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Рефлексия:

Воспитатель: Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)

Скажите, что нового и полезного вы сегодня узнали? (Ответы детей обобщаются). Да, все правильно, мы с вами поговорили о том:

Что сегодня международный день родного языка;

Что свой язык обязан знать каждый;

что нужно любить свою Родину;

Мы вспомнили пословицы и добрые слова;

Закрепили заповеди речевого этикета.

Воспитатель: А что на занятии вам больше всего понравилось?

Ребята, на столах у вас лежат флажки. Если вам понравилось занятие, возьмите флажки и помашите ими.

Воспитатель: Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Воспитатель: Всем спасибо за активную работу на занятии, за ваши ответы, за понимание и уважительное отношение друг к другу.

До свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Международный день родного языка»Фотоотчет «Международный день родного языка» "Международный день родного языка". Фотоотчет. «Язык чувашский! Ты прекрасен! Отца - матери язык. Даришь разуму познанья Слогом светлым,.

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Фотоотчет «День родного языка. Адыгейский язык»Фотоотчет «День родного языка. Адыгейский язык» 21 февраля - международный день родного языка. Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. У каждого.

Фотоотчет «Международный День родного языка»Фотоотчет «Международный День родного языка» Ежегодно, начиная с 2000 года 21 февраля отмечается Международный День родного языка. У каждого народа свой язык. А в языке передаются.

Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе»Фотоотчет «Проведение дня родного языка в средней группе» Обучение детей родному языку, овладению его богатством уделяется большое значение в учебной программе дошкольного образования Республики.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Международный день родного языкаМеждународный день родного языка Недавно, листая этнокалендарь, натолкнулась на дату 21 февраля, оказывается, генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году с целью содействия.

Международный день родного языка в детском садуМеждународный день родного языка в детском саду Международный день родного языка в детском саду. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия «День родного языка»
Опубликовано: 29 марта 2023 в 04:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий мероприятия «День родного языка»» (включая файлы) размещена пользователем Болелова Олеся Николаевна (УИ 1619248) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД