Ольга Киреева
Сценарии совместных проектов с семьями воспитанников, участвовавших в конкурсе «Я — исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Удивительное электричество»
Срок реализации 3 недели
Мотив: Ребё нок у папы спросил: «Почему домашняя техника начинает работать только при включении их в розетку?» Папа, ответил, что в этом им помогает электрический ток. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Мне захотелось узнать о токе больше, а при возможности это увидеть.
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, Никите хотелось:
• больше узнать об электричестве
• узнать, как можно получить электричество;
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• как электричество ведёт себя во взаимодействии с другими предметами
Актуальность:
- формирование у ребёнка предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Значимость исследования : в результате исследования произойдёт формирование у ребёнка познавательной активности, умения самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, обобщать результаты опытов
Цель: Прививать интерес к совместной исследовательской деятельности, расширять знания ребёнка об электричестве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить, для чего необходимо электричество
2. Изучить, с помощью эксперимента можно ли получить электричество без проводов электростанций (в домашних условиях)
3. Узнать, что получается при взаимодействии электричества и других веществ
4. Сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами
Гипотеза исследования : это исследование поможет расширить знания ребёнка об электричестве и будет стимулировать дальнейший интерес к познавательно-исследовательской и опытнической деятельности
Методы и приемы исследования : наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: батарейки, расчёска, воздушные шарики, фольга, шерстяной шарф, эбонитовая палочка, геркулесовые хлопья, вода, фольга.
Этапы работы:
Подготовительный этап: Выделение проблемы (ребёнком либо взрослыми, отвечающей потребностям мальчика.
Целеполагание: Самостоятельное определение ребёнком цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирование: Планирование деятельности ребёнком (при возможном участии взрослого, как партнера, определение средств реализации проекта.
Исполнительский: Выполнение ребёнком проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
Презентационный: Представление продукта проектной деятельности.
Рефлексивный: Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.
Перспективный: Определение перспективы развития проектирования.
Этапы Задачи Деятельность проектной группы
(дедушка и ребёнок)
Начальый Определение проблемы «Как увидеть и получить электричество?» Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.
Планирование Определение источников информации.
Постановка задач оценки результатов. Изучение интернет ресурсов, посещение библиотеки, посещение магазинов умных книг, просмотр мультфильмов о Фиксиках.
Распределение ролей в команде Узнать и проверить на опыте
Семья помогает добыть информацию, ребёнок проводит опыты
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.
Уточнение планов деятельности. Изучили информацию из интернет-ресурсов и библиотеки, просмотрели мультфильмы о Фиксиках
Выбрали несколько опытов из книг и интернета, наиболее интересные, по мнению Никиты
Необходимо приобрести нужные материалы
Выполнение Выполнение проекта. После изучения всей информации семьё й были выполнены такие опыты:
Опыт с батарейками
Опыт с шерстью, фольгой и расчёской
Опыт с шарами
Опыт с водой и шарами
Опыт с шерстью и геркулесовыми хлопьями
Опыт с кошкой и шарами
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач). Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. Все опыты получились, ребёнок узнал много нового, хочет продолжить данную деятельность. С семьёй очень интересно выполнять данную деятельность
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта.
Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты расширят знания ребёнка перед обучением в школе. и самостоятельного времяпровождения дома.
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Электричество окружает нас повсюду в жизни. Есть электричество в природе (молния)
2. Батарейка- источник электричества
3. Статическое электричество можно получить путём опытов дома
4. Статическое электричество во взаимодействии с другими объектами притягивает или отталкивает их. Многие предметы проводят электричество
5. При взаимодействии с электричеством необходимо обязательно соблюдать правила безопасности!
Практический результат:
В результате наших экспериментов мы узнали:
• Что электричество необходимо и важно для жизни человека;
• Что электричество добывается человеком при помощи электростанций, а также энергии воды, солнца, ветра;
• Что электричество существует в природе: молния;
• Что электричество есть в человеке, животных;
• Что статическое электричество можно получить при помощи опытов дома;
• Какие предметы проводят электричество, какие нет;
• Что электричество может быть не только полезным, но и очень опасным;
• Обязательным условием при работе с электричеством являются правила безопасности;
• Правила, которые нужно соблюдать, чтобы электричество не причинило вред.
ПРОЕКТ : «Как выбрать ручку для письма»
Срок реализации 3 недели
Мотив: Ребенок работал в тетради ручкой и она перестала писать. Данил попросил другую. Папа принес несколько разных ручек и предложил выбрать ту, которая понравится.
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами:
Как определить, какая ручка лучше?
Как паста выходит на бумагу и не растекается?
Цель: Выявить ручку, которой лучше всего и удобнее писать.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить вопрос и узнать какие современные ручки существуют в наше время.
2. Какие ручки экономичнее, дешевле
3. Какие ручки лучше пишут?
4. Какими ручками удобнее писать?
Методы и приемы исследования : наблюдение, сравнение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность, анализ и обобщение результатов.
Оборудование: разные виды ручек, салфетки, листы бумаги
Актуальность:
- формирование у ребёнка предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы:
Подготовительный этап: Выделение проблемы (ребёнком либо взрослыми, отвечающей потребностям мальчика.
Целеполагание: Самостоятельное определение ребёнком цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.
Планирование: Планирование деятельности ребёнком (при возможном участии взрослого, как партнера, определение средств реализации проекта.
Исполнительский: Выполнение ребёнком проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.
Презентационный: Представление продукта проектной деятельности.
Рефлексивный: Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.
Перспективный: Определение перспективы развития проектирования.
Этапы Задачи Деятельность проектной группы
(мама и ребёнок)
Начальный Определение проблемы: "Какую ручку выбрать для письма" Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.
Планирование Определение источников информации.
Постановка задач оценки результатов.
Распределение ролей в команде Изучение интернет ресурсов, посещение магазина с канцтоварами.
Определить, какие ручки дорогие, какие недорогие.
Узнать, сравнить и проверить на опыте, какие ручки лучше и удобнее.
Влияет ли качество корпуса на качество написания. Влияет ли качество пасты/геля на качество письма?
Папа помогает добыть информацию, и провести совместно опыты с ручками. Друзья в группе помогут проверить, какой ручкой лучше писать
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.
Уточнение планов деятельности Изучили информацию из интернет - ресурсов приобрели несколько видов ручек
Определили, какие опыты нужно выполнить для изучения ручек.
Включить в изучение качеств ручек детей группы
Выполнение Выполнение проекта. После изучения всей информации семьё й были выполнены такие опыты:
- сравнение ручек по цвету корпуса, материалу, конструкции (разборка ручек на детали);
- сравнить чернила из разных ручек (гелиевой, шариковой, ролерной)
- определение опытным путем механизма, который позволяет писать каждой ручке (разбор стержня)
- определение опытным путем, что густоту чернил, расход чернил;
- определить, какой ручкой удобнее писать длительное время
- осуществить соцопрос друзей в группе (9 воспитанников) : «Какая ручка удобнее» (на основе выполнения определенного упражнения)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
(успехов и неудач). Участие в коллективном анализе проекта и оценке. Все опыты получились, ребёнок узнал много нового, хочет продолжить данную деятельность.
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.
Подготовка стендовой информации.
Защита проекта.
Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в окружающей жизни, подготовке ребенка к школе, расширят знание о разнообразии современных ручек, их конструкции и качестве.
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
6. Современные ручки отличаются между собой по цвету корпуса и по материалу, из которого сделаны (пластик, металл, по особенностям конструкции (обычные и автоматические);
7. Отличаются способами подачи чернил, качеством самих чернил, видами линии, которые оставляют на бумаге;
8. Расход чернил в ручках происходит по-разному: в гелевых и ролерных заканчивается быстрее, чем в обычных ручках
9. Самые экономные ручки- это пластиковые, недорого стоят, пасты хватает надолго;
10. Самые дорогие по цене, гелевые и ролерные, и чернила быстро заканчиваются;
11. Качество написания никак не зависит от материала корпуса.
12. Удобнее всего писать ручками с резиновыми вставками, не давит на пальцы, металлические и деревянные твердые неудобно писать.
13. Мнения детей группы по вопросу какой ручкой лучше всего и удобнее писать разделились