Марина Косарева
Сборник упражнений по лепке из мягких изобразительных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник упражнений по лепке из мягких изобразительных материалов, направленных на развитие воображения у детей 4-5 лет
Камышлов, 2018
Сборник упражнений по лепке из мягких изобразительных материалов, направленных на развитие воображения у детей 4-5 лет / сост. М. А. Косарева. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018 год.
Публикация «Сборник упражнений по лепке из мягких изобразительных материалов» размещена в разделах
Руководитель: Болотова Е. Ю., преподаватель психолого-педагогических дисциплин.
Сборник содержит упражнения по лепке из мягких изобразительных материалов, направленных на развитие воображения у детей 4-5 лет.
Данные упражнения представляют собой систематизированный и обработанный автором материал, который необходимо использовать, учитывая краткие методические рекомендации.
Сборник предназначен для студентов специальности «Дошкольное образование», воспитателей дошкольных учреждений и родителей детей среднего дошкольного возраста.
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018
Содержание
Пояснительная записка 4
Тема Домашние животные 7
Тема Дикие животные 8
Тема Овощи и фрукты.. 9
Тема Цветы…. 10
Тема Погодные явления…11
Тема Золотая осень…. 12
Тема Мой дом…13
Тема Новый год - семейный праздник…14
Тема Белоснежная зима….15
Тема Профессия. Повар….16
Тема Транспорт…. 17
Тема Правила дорожного движения…18
Тема Весна - красна…. 19
Тема Масленица…20
Тема Пасха…. 21
Тема Космос…. 22
Тема Русская армия…. 23
Тема Скоро лето….24
Список литературы…25
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период развития ребенка. В это время происходит формирование личности дошкольника, складывается его характер, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, а также ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В ФГОС ДО представлен планируемый результат в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности».
Основы воображения закладывается именно в дошкольном возрасте, который в современной науке, по мнению А. В. Запоржеца, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейна рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности». Поэтому особое значение приобретает не только гуманизация образовательного процесса, но и создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, что в контексте стандартизация дошкольного образования ведет к более полному раскрытию индивидуальности развивающейся личности, ее развития воображения [24. 39].
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развития воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур Ж. Пиаже, З. Фрейд. При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).
О. М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст - это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Воображение детей среднего дошкольного возрастав данном исследовании мы понимаем как процесс создания ребенком субъективно значимого нового продукта, придумывания к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому, характеризующих создаваемый образ, придумывание ребенком различных вариантов изготовления конструкций, моделей. «Воображение, - пишет С. Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». Продуктивные виды деятельности – это деятельность, в которой заложен огромный потенциал возможностей для развития воображения детей среднего дошкольного возраста. Один из них – лепка, привлекающая ребенка, прежде всего тем, что она близка к игривой и настоящей трудовой деятельности. На занятиях по лепке, дети, получая упражнения на воображение, погружаются в созданную ситуацию, с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора. Ребенок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук.
Цель сборника : подбор и систематизация упражнений по лепке из мягких изобразительных материалов, направленных на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
4) подбор упражнений, направленных на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста;
5) систематизация подобранных упражнений по темам сборника;
6) оформление сборника упражнений, направленных на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста
7) В сборнике представлен календарно – тематический план в соответствии с программой «От рождения до школы». (Приложение 5) Подобранные упражнения на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста, соответствует темам календарно – тематического плана, составленного на основе программы по лепке с детьми 4-5 лет Д. Н. Колдиной. Упражнения по лепке из мягких изобразительных материалов систематизированы по тематическим разделам. В данных упражнениях применяются различные мягкие изобразительные материалы : пластилин, полимерная глина, соленое тесто, воск. Материалы подобраны в соответствие с темой, как наиболее подходящие. Также в каждом упражнении предусмотрен момент принятия решения ребенком в выборе цветового решения, дополнительного материала для украшения изделий, а также формы реализации темы. Приемы лепки, которыми уже владеют дети к 4 годам (сминание, отщипывание, прижимание, раскатывание, соединение, скатывание, вытягивание, расплющивание, они применяют свободно при выполнении упражнений типа «Придумай и слепи». Приемы лепки, которыми дети еще не владеют (сглаживание, примазывание и др., они осваивают в процессе выполнения заданий и закрепляют в упражнениях по лепке из мягких изобразительных материалов.
Занятия по лепке с применением данных упражнений целесообразно проводить 2 раза в месяц по 15-20 минут, чередуя с занятиями по аппликации.
При выполнении данных упражнений, необходим представленный образец, но ситуация выбора предоставлена в каждом упражнении. В работе с детьми используются пословицы, загадки, поговорки, сказки, что обогащает словарный запас детей. Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе упражнений по лепке. Кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерное усвоение упражнений. Исходить из постепенного усложнения упражнений. Не скупиться на похвалу, поощрять самостоятельность и инициативу.
Тема «Домашние животные»
Упражнение «Аквариум с рыбками»
Цель: подобрать украшения для аквариума с рыбками, используя сминание, отщипывание, прижимание, раскатывание с применением пластилина и дополнительных материалов.
Оборудование: изображение аквариума, пластилин, ракушки, крылатки ясеня, камушки, готовая поделка аквариума с рыбками без украшений, салфетки, книга А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», стеки, дощечки.
Инструкция:
Выбери из предложенных украшений подходящие и укрась ими сказочный аквариум.
Упражнение «Несуществующее животное»
Цель: создать сказочное животное с применением пластилина, используя прижимание, раскатывание, соединение, примазывание.
Оборудование: цветной пластилин, различные мелкие детали, стеки, ножи.
Инструкция:
Используя пластилин и дополнительные материалы, преврати обычное животное в животное для сказочного зоопарка.
Тема «Дикие животные»
Упражнение «Волшебные следы»
Цель: выдавить на пластилине воображаемые следы.
Оборудование: картон, пластилин, стеки, дощечки, салфетки.
Инструкция:
На раскатанном пластилине выдави следы разных сказочных животных.
Упражнение «Измени животное».
Цель: видоизменить поделку «Мышка» с использованием приемов ощипывания, раскатывания, прижимания и соединения, применяя пластилин.
Оборудование: цветной пластилин, различные мелкие детали, стеки, ножи, салфетки, дощечки, текст и картинки из сказки «Теремок».
Инструкция:
Посмотри на слепленную мышку и сделай так, чтобы она стала похожа на мышку из сказки «Теремок».
Тема «Овощи и фрукты»
Упражнение «Загадки и отгадки»
Цель: долепить отгадки на загадки про фрукты и овощи из соленого теста, выбрав из предложенных недоделанных поделок, используя отщипывание, скатывание, соединение, прижимание.
Оборудование: тексты загадок, соленое тесто, картон, коробки для рельефной лепки, стеки, салфетки, дощечки.
Инструкция:
Перед тобой недолепленные скульптуры. Горе-скульптор начал лепить свои шедевры, но не закончил работу. Помоги ему! Отгадай, что он хотел слепить, дав ответ на загадку, и закончи поделку.
Упражнение «Ожившая фигурка»
Цель: изменить поделку овоща или фрукта, применив раскатывание, соединение, скатывание, используя соленое тесто.
Оборудование: соленое тесто, бусины, интересные мелкие детали, стеки, доски.
Инструкция:
«Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?»
Тема «Цветы»
Упражнение «Аленький цветочек»
Цель: продолжать учить детей умению сочетать в поделке несколько цветов пластилина, а также учить детей приему размазывания.
Оборудование: цветной пластилин, доска, стеки, украшения, салфетки, дощечки, фартуки, заготовка «Цветок».
Инструкция:
Послушайте отрывок из сказки «Аленький цветочек», посмотрите – перед вами лежит простой белый цветочек. После того, как вы «раскрасите» пластилином, он станет волшебным!
Упражнение «Ромашка»
Цель: сформировать умение использовать прием размазывания пластилина при работе над картинкой «Ромашка».
Материалы : контур ромашки на листе, цветной пластилин, стеки, салфетки, дощечки.
Инструкция:
С помощью пластилина, закончи картинку, чтобы получилась ромашка.
Тема «Погодные явления»
Упражнение «Загадки и отгадки»
Цель: продолжать учить детей использовать приемы отщипывания, скатывания, прижимания, соединения в процессе завершения поделки - лепки отгадки на загадки про погодные явления из пластилина, выбрав подходящую из предложенных недоделанных поделок.
Оборудование: текст загадок, пластилин, картон, коробки для рельефной лепки, стеки, салфетки, дощечки.
Инструкция:
В волшебной стране прошел ураган и смел все на своем пути. Остались лишь части предметов. На небе висит половина луны, половина солнышка светит днем, из половинки тучки льется редкий дождь. Помоги жителям восстановить природные явления. Отгадай загадку и долепи отгадку из пластилина. Найти ответ из половинок, лежащих перед тобой.
Упражнение «Зонтик от дождя»
Цель: закрепить умение использовать приемы раскатывания и прижимания при украшении поделки зонта деталями из пластилина.
Материалы : цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки.
Инструкция:
Укрась зонтик, который видишь перед собой, используя пластилиновые детали.
Тема «Золотая осень»
Упражнение «Осенний листок»
Цель: продолжать учить детей умению сочетать в поделке несколько цветов пластилина, а также учить детей приему размазывания.
Материалы : листы с контурами листов с деревьев, цветной пластилин, доски, стеки.
Инструкция:
Сочетая разные цвета пластилина, нанеси его на лист бумаги, не выходя за контур, чтобы получился красивый осенний листок.
Упражнение «Дерево»
Цель: продолжать учить детей умению сочетать в поделке несколько цветов пластилина.
Оборудование: нарисованный на ватмане ствол дерева, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.
Инструкция:
Подбери цвета пластилина, которые подойдут для лепки осеннего дерева.
Тема «Мой дом»
Упражнение «Семья матрешек»
Цель: сформировать умение использовать прием скатывания и примазывания при украшении фартука матрешки деталями из пластилина для развития воображения.
Оборудование: матрешки разных размеров, соленое тесто, стеки, доски для лепки, гуашь, кисти №1, 2, 3, непроливайка.
Инструкция:
Используя краски, соленое тесто и дополнительные детали, укрась фартучки у матрешек.
Упражнение «Домики жителей волшебной страны»
Цель: закрепить умение использовать приемы раскатывания и скатывания в процессе оформления поделок деталями из соленого теста для развития воображения.
Материалы : соленое тесто, стеки, акварель, доски, кисти №1, 2, 3, непроливайка.
Инструкция: преврати обычные домики из соленого теста в домики волшебных героев: Радости, Грусти и Злости.
Тема «Новый год – семейный праздник»
Упражнение «Новогодняя игрушка»
Цель: сформировать умение использовать приемы скатывания, раскатывания, соединения при украшении поделки деталями из полимерной глины для развития воображения.
Оборудование: полимерная глина, стеки, гуашь, доски, кисти №1, 2, 3, непроливайка.
Инструкция:
Преврати лежащие перед тобой геометрические тела в новогодние игрушки при помощи глины, красок.
Упражнение «Елочка веселая»
Цель: закрепить умение использовать приемы скатывания и примазывания в процессе оформления поделки-елочки деталями из полимерной глины для развития воображения.
Материалы : предметная картинка елки, деревянная палочка для основы, полимерная глина, картонки-подставки, доски для лепки, дождик, мишура.
Инструкция:
При помощи стеков, украшений и глины сделай так, чтобы грустная елочка стала веселой и новогодней.
Тема «Белоснежная зима»
Упражнение «Снежинка»
Цель: закрепить умение использовать прием раскатывания и соединения при создании узора снежинки из полимерной глины.
Оборудование: круг из голубого картона диаметром примерно 12–15 см по количеству детей, полимерная глина, стеки.
Инструкция:
Составь из скатанных тонких колбасок необычные узоры снежинок.
Упражнение «Волшебные картинки»
Цель: сформировать умение использовать прием налепа из пластилина при оформлении контурного изображения снеговика.
Оборудование: картинки с контурными изображениями снеговика, цветной пластилин.
Инструкция:
Посмотри на нарисованного плоского снеговика! Сделай так, чтобы он стал «живым», добавив ему объема при помощи пластилина.
Тема «Профессия. Повар»
Упражнение «Крендельки»
Цель: сформировать умение использовать прием скручивания при преобразовании «колбасок» из соленого теста в крендель согласно собственному замыслу.
Оборудование: колпаки поваров, соленое тесто, доски для лепки, гуашь, картинки с разными кренделями, рассказ о кренделях.
Инструкция:
«Испеки» свой кренделек, используя «колбаски» из соленого теста. Подбери украшения для него.
Упражнение «Пицца»
Цель: научить детей сочетать различные предметы из соленого теста в одной поделке.
Оборудование: соленое тесто, гуашь, формочки: помидор, грибы, колбаса, оливки, шпинат.
Инструкция:
На раскатанном круге из соленого теста размести различные украшения на свое усмотрение так, чтобы получилась аппетитная пицца.
Тема «Транспорт»
Упражнение «Измени предмет!»
Цель: развитие способности модифицировать один предмет из глины в другой, используя приемы вдавливания, разминания, вытягивания.
Материалы : глина, стеки, вода.
Инструкция:
Преврати этот кубик в автомобиль.
Упражнение «Обычное в необычное».
Цель: сформировать умение использовать приемы раскатывания, соединения при украшении поделки «Автомобиль» деталями из пластилина.
Оборудование: пластилин, доски для лепки, стеки.
Инструкция:
Преврати обычную машину в волшебный автомобиль, на котором можно уехать в волшебную страну, добавив ему нужные детали из пластилина.
Тема «Правила дорожного движения»
Упражнение «Светофор»
Цель: сформировать умение использовать прием сплющивания при преобразовании поделки светофора, используя полимерную глину разных цветов согласно собственному замыслу ребенка.
Оборудование: картинка «светофор», полимерная глина чёрного, красного, жёлтого, зелёного, белого цветов; дощечки, салфетки.
Инструкция:
Сделай так, чтобы обычный светофор стал необычным, изменив цвета его сигналов.
Упражнение «Зебра»
Цель: закрепить умение детей использовать прием сплющивания, соединения в процессе изменения картинки с пешеходным переходом, используя полимерную глину.
Оборудование: картинка с пешеходным переходом, картинки различных животных, в том числе зебры, белая и черная полимерная глина, стеки, доски.
Инструкция:
При помощи белой и черной полимерной глины добавь к картинке с пешеходным переходом деталей, чтобы он стал похож на зебру.
Тема «Весна-красна»
Упражнение «Живая веточка»
Цель: обучить детей самостоятельно использовать прием скатывания в процессе украшения ветки дерева деталями из пластилина.
Материалы : ветки деревьев, пластилин, стеки, вода, доски.
Инструкция:
С помощью пластилина помоги веточке распустить листочки.
Упражнение «Солнце»
Цель: обучить детей используя глину, применять приемы налепа, скручивания в процессе создания узоров солнца.
Материалы : полимерная глина желтого и оранжевого цветов, вода, рисунок солнца с оригинальным узором, стеки, доски.
Инструкция:
Подбери узор для весеннего солнышка и при помощи глины, сделай налеп.
Тема «Масленица»
Упражнение «Чучело Масленицы»
Цель: закрепить умение использовать приемы скатывания, примазывания при украшении куклы Масленицы деталями из пластилина и дополнительными элементами.
Оборудование: текст рассказа о традиции сжигания чучела на Масленицу, дополнительные материалы (лоскутки ткани, бусины, украшения и т. п., цветной пластилин, стеки, доски, зубочистки.
Инструкция:
При помощи пластилина, бусин, ткани и др. укрась куклу, чтобы получилась Масленица.
Упражнение «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».
Цель: закрепить умение использовать приемы раскатывания, соединения при помощи соленого теста в процессе работы над образом цветка.
Материалы : раскатанный блинчик из соленого теста, дополнительные материалы, соленое тесто, гуашь.
Инструкция:
Сделай так, чтобы блинчик перед тобой превратился в цветок.
Тема «Пасха»
Упражнение «Пасхальное яйцо»
Цель: сформировать умение использовать прием примазывания при украшении заготовки пасхального яйца деталями из пластилина.
Материалы : цветные заготовки из картона, пластилин, горох, стеки, доски.
Инструкция:
Укрась яйцо горохом и пластилиновыми деталями, чтобы получилось пасхальное яйцо.
Упражнение «Кулич»
Цель: сформировать умение использовать прием размазывания при завершении поделки кулича при помощи полимерной глины.
Оборудование: незавершенная слепленная фигурка кулича, полимерная глина, вода, гуашь, стеки, клей, доски, бусинки.
Инструкция:
Определи, чего не хватает этому куличу. Используя глину, краски, украшения, заверши пасхальный кулич.
Тема «Космос»
Упражнение «Звездное небо»
Цель: сформировать умение использовать приемы скатывания и сплющивания при оформлении «Звездного неба» деталями из пластилина.
Оборудование: картон черного, фиолетового или темно-синего цвета, пластилин желтого цвета, доски для лепки.
Инструкция:
Используя пластилин, «зажги звезды на небе», чтобы они могли указать путь в волшебную страну.
Упражнение «Планета Земля»
Цель: развить умение сочетать несколько цветов пластилина в одной поделке.
Оборудование: пенопластовый шар, цветной пластилин, доски, картинки с видом из Космоса планеты Земля.
Инструкция:
Подбери цвета пластилина, которые подойдут для лепки фигуры нашей планеты.
Тема «Русская армия»
Упражнение «Танк»
Цель: сформировать умение использовать прием скатывания и соединения при украшении танка деталями из пластилина.
Оборудование: цветной пластилин, стеки, картинки с танками, текст рассказа о видах танков.
Инструкция:
С помощью пластилина добавь танку украшений, как будто он отправился на парад.
Упражнение «Орден»
Цель: сформировать умение использовать прием скатывания и раскатывания при украшении поделки Орден деталями из полимерной глины.
Оборудование: полимерная глина, картинки с орденами, тест рассказа об орденах, стеки, доски.
Инструкция:
Как может выглядеть Орден «За самую богатую фантазию!»? Слепи для него детали из пластилина.
Тема «Скоро лето»
Упражнение «Мячик»
Цель: учить детей сочетать в поделке два материала – соленое тесто и пластилин, используя приемы соединения, примазывания
Материалы : шарики из соленого теста, цветной пластилин, стеки, доски, картон, текст стихотворения «Наша Таня громко плачет», картинка «Таня с мячиком».
Инструкция:
Измени простой мячик, который лежит перед тобой так, чтобы он стал похож на мяч Тани из стихотворения.
Упражнение «Морские камушки»
Цель: закрепить умение использовать прием скатывания, раскатывания при украшении камня деталями из пластилина.
Оборудование: набор разных гладких камней, пластилин, стеки, доски.
Инструкция:
С помощью пластилина укрась камушек, чтобы он стал похож на живое существо.
Список литературы
1. Дарья Колдина - Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты упражнений, 2009- С. 60.
2. Кодина Д. Н. «Лепка с детьми 4- 5 лет. Конспекты занятий» - М. : Мазайка Синтез, 2012
3. Лыкова И. : Плывет - плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина. ИД «Цветной мир», 2012
Багрянцева А. «Домашние любимцы из пластилина» - Москва, ЭКСМО 2014
4. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.