Екатерина Себень
Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-творческий опыт дошкольников еще очень невелик, поэтому крайне важно познакомить детей с различными видами изобразительных материалов и на доступном для их возраста уровне рассказать об их свойствах. Необходимо дать ребёнку возможность экспериментирования и возможность убедиться на практике в том, что, например, гуашь имеет такую способность как укрывистость, и, используя её, мы можем сперва нарисовать тёмной краской вазу, а потом, дождавшись её высыхания, украсить её причудливыми узорами, нанесёнными белилами. Ребёнок, не знающий об этих свойствах гуаши, как правило, сначала рисует узоры внутри нераскрашенного контура вазы, а потом пытается, раскрашивая её краской, обводить уже нанесённые узоры, наползает на них кистью, узоры закрашиваются, расплываются, и у маленького художника портится настроение. Это тоже опыт. Но как облегчится труд малыша, когда рядом есть взрослый, готовый рассказать, что важна определенная последовательность работы, учитывающая особенности материалов. Например, в работе с акварелью, напротив, следует учитывать и использовать её лёгкость и прозрачность, наносить её поэтапно, понимая, что первый слой будет «просвечиваться» сквозь все последующие. Ребёнок может на практике убедиться, что работа с сухими материалами, такими как уголь, сангина, сухая пастель требует особой аккуратности и внимательности, иначе изображение будет испорчено отпечатками детских пальчиков. Ребёнку доступно понимание того, что при помощи сухой пастели можно насытить цветом большое пространство листа, что невозможно сделать так же быстро при помощи штриховки карандашом. Зато, работая с цветными карандашами и фломастерами, малыш может быть уверен, что линия будет чёткой и тонкой, такой, как толщина грифеля, а при работе с красками необходимо контролировать силу нажима на кисть. Педагог должен обращать внимание ребёнка на свойства материалов с точки зрения рациональности их использования, учить сочетать их в одной работе для достижения выразительности образа, побуждать к экспериментированию. Чем бы ни пользовался малыш, он должен получать удовольствие от общения с художественными материалами, не бояться их, а для этого ребёнку нужно внушить уверенность, что всегда можно исправить любую ошибку и неосторожность, невзначай допущенную в создании изображения. Например, вдруг капнула краска и расплылась некрасивой лужицей. Маленький художник готов расплакаться, ведь его труд испорчен. «Давай подумаем, что бы это могло быть, - скажет внимательный педагог, - возможно, краска капнула не случайно, и на этом месте должен вырасти кустик? Нарисуем его!» И малыш «загорелся» новой идеей, и готов её воплощать!