Лилия Стельмаченко
Методическая разработка «Сборник арт-терапевтических техник и упражнений в коррекции страхов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Предисловие
…Мы взялись за дела.
Страх берет, а в комнате
Уж совсем стемнело
Я рисую, я держусь
Из последней мочи.
Свет зажег бы, да боясь,
Чудище прискочит.
Нарисуем тут же папу!
Бойся, вражья сила!
Бармалей как завопит,
Аж уши заложило.
Вийви Луйк
Состояние повышенной тревожности и как следствие — возникновение чувства страха у детей явление довольно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся сказочных героев, приведений и монстров.
Публикация «Методическая разработка „Сборник арт-терапевтических техник и упражнений в коррекции страхов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.
Дети разного возраста по-своему реагируют на ту или иную ситуацию. Детям от двух до пяти лет зачастую просто требуется «защита». Таким детям тщетно объяснять, что в темной комнате нет ничего страшного. Достаточно дать понять ребенку, что взрослый рядом с ним, поэтому бояться нечего. Старшим дошкольникам фантазия и поддержка взрослого помогут «преобразовать» страх перед таинственным и неизведанным в интерес и ожидание сюрприза. Пользуясь подсказкой взрослых при моделировании определенной ситуации, дети могут преодолеть свой страх, используя свое воображение и чувство юмора.
Современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Арт –терапия один из эффективных методов в преодолении детских страхов, основанный на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет «более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты». Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.
Первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает. Детям бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, «страх», чем описать его словесно. Рисуя, такой ребенок не просто изображает конкретные предметы, он живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».
Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации. Существует множество приемов и способов:
• дорисовка «защитного объекта»;
• закрашивание «страшного»;
• уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т. д.);
• дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);
• видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное»;
• развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;
• украшение мрачного, преобразование в красивое;
• «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).
Для коррекции страхов и снижения уровня тревожности составлен сборник практических арт-терапевтических упражнений с использованием различных техник.
Цель: устранение, преодоление, десенсибилизация страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
2. Снизить уровень тревожности
3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
4. Содействовать развитию воображения и творческих задатков.
Сборник упражнений предназначен для педагогов, детских психологов ДОУ, родителей, сталкивающихся с необходимостью коррекции страхов у детей, а также развития творческих способностей ребенка на основе арт - терапевтических и художественных техник.
Упражнения могут быть использованы при составлении программ коррекционного развития для детей, страдающих неврозами страха, а также для развития творческих способностей.
Содержание:
Предисловие
1. Техника Эбру
2. Техника Фроттаж 7
3. Техника Паспарту 8
4. Техника коллаж 9
5. Техника Граттаж 10
6. Метод Фрактального рисунка 12
7. Техника кляксография 13
8. Техника ниткография 14
9. Техника рисования гелем 15
10. Техника рисования пеной 16
11. Техника рисования зубной пастой
12. Техника разнесения фона 18
13. Штампы пальчиками 19
14. Рисование пальчиками 20
15. Рисование ножками и ладошками 21
16. Рисование цветным воском 21
17. Рисование солью
18. Рисование цветной манкой 23
19. Рисование на воздушном шаре 23
20. Рисование на клеенке 24
Арт-терапевтические техники и упражнения в преодолении детских страхов у детей дошкольного возраста
9. Техника рисования гелем для бритья
Материал: гель для бритья, акварельные краски, гуашь, карандаши, бумага разных оттенков, картон.
Легким нажатием выдавливается гель для бритья и создается необходимый объемный рисунок на картоне, бумаге.
Упражнение «Что я вижу в темноте»
Цель: коррекция страха темноты.
Психолог предлагает детям вспомнить свои ощущения, перед тем как они засыпают. Рассказав о своем состоянии, детям предлагается нарисовать гелем то или что они видят в темноте. Используя краски или карандаши, дети подрисовывают необходимые детали. Чтобы пугающий образ стал не страшным можно его изменить, подрисовав улыбку, бантики, подарки. Происходит трансформация страха.
10. Техника рисования пеной для бритья
Материал: пена для бритья, гуашь, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА.
Способ 1
Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на поднос. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
Все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п.
Необходимо лист бумаги аккуратно приложите к поверхности получившейся узорчатой пены. Соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
Способ 2
Предварительно лист бумаги намазать клеем ПВА, чтобы пена по мере высыхания приклеилась к листу. Пена накладывается на бумагу и набрызгивается красками. По необходимости перемешать краску и пену. Работа сохнет 30 мин и более.
Способ 3
Поверхность картона смазывается клеем ПВА. Пена для бритья выдавливается в том количестве, сколько нужно ребенку (создается объемная фигура). По необходимости с помощью кисточки наносится мазками краска.
Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами»
Цель: развитие воображения, коррекция страха темноты и тревожности.
Используя «Способ 1», на поднос наносится пена. После того как ребенок накапает краску на пену ребенку предлагается завязать глаза шарфом. С закрытыми глазами ребенок непроизвольно водит кисточкой по поверхности, создавая линии. Если ребенок не хочет завязывать шарф, то можно предложить просто прикрыть глаза.
После того как ребенок откроет глаза можно спросить: «Что изображено на рисунке? Хочется ли еще добавить краски и дорисовать?». Предложить ребенку дать название своему рисунку.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция тревожности, развитие воображения.
Дети рассказываю о своем настроении. На какие цвета похоже оно. Психолог объясняет, что о настроении можно не только рассказать, но и показать и изобразить его. Используя Способ 2, дети изображают свое настроение и внутренне эмоциональное состояние. Если кто – то из детей изобразил плохое настроение, используя мрачные цвета, предлагается подумать, что необходимо для того, чтобы настроение улучшилось. Затем предложить добавить ярких капель в виде конфетти. Либо изобразить настроение на новом листе. Главное, чтобы ребенок получил заряд положительных эмоций.
Упражнение «Скульптура»
Цель: коррекция тревожности, развитие воображения.
Выдавливая пену столько, сколько хочет ребенок создает объемную скульптуру. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее.
Если ребенок увидел, что – то страшное и не красивое, то можно «долепить» скульптуру, добавив пены и использовать более яркие краски. Психолог предлагает рассказать о получившейся скульптуре.
17. Рисование солью
Материал: разноцветный картон, разноцветная соль, клей ПВА, карандаши.
Нанести клей ПВА по контуру рисунка, затем засыпать разноцветной солью (соль смешивается с мелками для рисования). Соль должна подсохнуть. Лишнюю соль стряхнуть.
Упражнение «Ночной город»
Цель: коррекция страха темноты.
Дети рисуют на выбранном картоне карандашами изображение ночного города. Для того чтобы ночной город стал ярким и красивым психолог предлагает преобразить его, используя цветную соль.
19. Рисование на воздушном шаре
Материал: воздушный шар, гуашь, мыло, кисточки, скотч.
Надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы дети неосторожным движением не лопнули шарик. Ширина их должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.
Упражнение «Отпускаем страх»
Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.
Психолог рассказывает детям, что свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Нарисовав страх и взяв его в руки, ребенок выходит на улицу и выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай».
Упражнение «Приручение страха»
Цель: коррекция страхов
Ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали. Затем психолог предлагает:
• выпустить воздух из шара. Он становится маленьким, рыхлым и забавным;
• Привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течении недели.
20. Рисование на клеенке
Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная, гуашь, жидкое мыло, обойный клей, кисточки, губки.
Для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА. Под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка (фон по желанию).
Упражнение «Море»
Цель: коррекция страха воды.
Психолог предлагает изобразить море, бассейн на клеенке. Затем психолог может спросить: «Что чувствуешь, глядя на свой рисунок? Тебе хотелось бы оказаться там? и т. д.». Если захочет ребенок, то он может себя нарисовать на песочном пляже вместе с родителями, с друзьями, с плавательным кругом и т. д.
Упражнение «Страхи»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе, а затем можно:
• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;
• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ;
• заштриховать его;
• избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);
• приручить его.
Результаты работы по коррекции страхов с детьми старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник и упражнений. Сборник «Страшно смешные страхи».
В 2015-2016 уч. г. в МБДОУ «Детский сад № 142» г. Чебоксары проводилась групповая работа по коррекции страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник и упражнений, указанных в сборнике «Страшно смешные страхи». После проведенного диагностического обследования, наблюдения, беседы с педагогами и родителями были выявлены 18 детей с высоким уровнем тревожности и наличием страхов превышающие возрастную норму. Всего было проведено 20 занятий. На каждом занятии присутствовало 3-5 детей. Дети с огромным удовольствием посещали занятия, позитивно воспринимали их проведение. Необходимо отметить, что у всех детей отмечалось снижение количества страхов, снижение уровня тревожности, повышение уверенности. На каждом занятии дети учились управлять своими страхами, преодолевая его разными способами и средствами.
Динамика преодоления страхов у каждого ребенка была разная, что зависело от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей детей, от уровня тревожности каждого.
Необходимо отметить не у всех детей количество страхов сократилось до возрастной нормы. Это связано с тем, что по каким-либо причинам дети пропускали занятия, направленные на коррекцию страха имеющегося у ребенка.
Для выявления результативности проведенных занятий, была проведена диагностика по методике М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».