Ксения Симонова
Сборник музыкально-игровых заданий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Перед вами сборник, включающий в себя 17 игровых заданий, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Он был разработан для того, чтобы более полноценно осуществлять реализацию модели развития музыкальных способностей детей с помощью музыкально-игровых заданий.
Публикация «Сборник музыкально-игровых заданий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
Основная цель развития музыкальных способностей старших дошкольников – формирование целостной, гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.
Советский педагог и писатель А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».
Музыкально-игровые задания, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В них действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Современный исследователь детской игры Д. Колоцца писал: «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью». [25]
О. П. Радынова считает, что развитие музыкальных способностей должно осуществляться как четко продуманный педагогический процесс, который направлен на становление творческой личности малыша, воспитания музыкальной культуры.
Н. А. Ветлугина пишет: «Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки искусства она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста. В связи с этим задача раннего выявления и развития музыкальных способностей приобретает особую значимость и актуальность как для специального, так и для общего музыкального образования и воспитания. Проблема музыкальности и музыкальных способностей занимает одно из центральных мест в современной музыкально-педагогической литературе. Эти исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры следует начинать в дошкольном возрасте – с четырех-пяти лет. Очень важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, способный раскрыть перед ним красоту музыкального искусства. Проблема способностей – это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная. Ее суть не в том, чтобы ранжировать детей по степени их одаренности, а в том, какова музыкальность ребенка и как грамотно и бережно развить ее. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интерес к тому или иному виду деятельности указывает на способности, которые могут проявиться в будущем».
Основное назначение музыкально-игровых заданий - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувства ритма, слух. Музыкально - игровые задания обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-игровых заданий в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В ходе организации музыкально-игровых заданий следует использовать различные формы организации: фронтальная; групповая.
Для более целостного погружения детей в выполнение, задания предполагают использование звуковых (аудиозаписи) и технических (ноутбук, музыкальные колонки) средств.
Реализация музыкально-игровых заданий предполагает взаимодействие с родителями дошкольников (в виде сказочных персонажей). Привлечение различных социальных партнёров (субъектов) способствует сплочению коллектива родителей и детей.
Использование приведённых выше методов, форм и средств позволяет реализовать модель развития музыкальных способностей у старших дошкольников.
При реализации данной модели возможно определить уровни развития музыкальных способностей : низкий, средний и высокий.
Группировка заданий распределена по развитию музыкальных способностей : эмоциональной отзывчивости, ритмического слуха, на развитие музыкально – слуховых представлений и ладового чувства.
Цель данного сборника : преподнести музыкально-игровые задания, направленные на развитие музыкальных способностей у старших дошкольников.
Задачи :
• Формировать у детей музыкальные способности
• Развивать эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, ритмический слух, музыкально-слуховые представления.
• Побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе музыкальной деятельности
Музыкальные игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада, музыкальными руководителями, родителями для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников.
Музыкально-игровые задания могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.
Музыкально-игровые задания, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости
«Весело – грустно»
Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.
На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи : с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. Музыкальный репертуар. «Три настроения» Г. Левкодимова.
«Угадай эмоцию»
Цель: Развивать память, эмоциональную отзывчивость, мышление.
Музыкальное сопровождение : диск 1, раздел 1, № 19.
Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушанного произведения.
«Рисуем настроение музыки»
Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.
Музыкально-игровые задания направленные на развитие ладового чувства
Слушаем музыку
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы, проигрыватель.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Волшебный волчок
Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры: Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Что делают в домике?
Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике (звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Три танца
Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.
Музыкально-игровые задания, направленные на развитие ритмического слуха
«Узнай и сложи песенку»
Ход игры:
Предварительная работа: познакомить детей с музыкальными длительностями : четверть и восьмая. Долгий звук - четверть (в пособии елочка, цветок и т. д. большего размера, короткий звук - восьмая (меньшего размера).
1 вариант. Воспитатель или ребёнок-водящий показывает детям карточку с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни (название песни указано на карточке). Прохлопывает ритм и предлагает детям отгадать название этой песни.
2 вариант. Воспитатель или ребёнок -водящий предлагает ребенку самостоятельно прохлопать ритмическую загадку.
3 вариант. При помощи картинок разного размера можно выложить ритм любой знакомой детям песни (самостоятельно или под руководством музыкального руководителя).
«Ритмическая мозаика»
Игровой материал: – карточки – схемы для выполнения заданий по показу педагога, разрезные картинки для самостоятельной деятельности.
Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям карточку. Знакомит детей с правилами игры. Каждый символ соответствует определенному звучащему жесту (хлопки, щелчки, шлепки по коленям, притопы).
Ритмический рисунок может быть с разными длительностями.
Например, карточка № 1:
Большой цветок соответствует долгому звуку (четвертушка, 2 маленьких – коротким (2 восьмушки).
Шлеп – хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп.
Ритмический рисунок может быть с одинаковыми длительностями.
Например, карточка № 2:
Хлоп-топ, хлоп-топ, хлоп, хлоп, хлоп – топ, хлоп, хлоп – топ.
Ритмический рисунок придумывается самостоятельно.
Когда игра будет освоена детьми, можно использовать 3 и 4 звучащих жеста.
1 вариант. Дети сначала при помощи взрослого выполняют задание, затем самостоятельно.
2 вариант. Самостоятельно придумывают, выкладывают и проигрывают любую ритмическую мозаику.
«Веселые подружки»
Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т. д.
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весё лые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!
Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
«Прогулка»
Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.
Педагог: «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице».
Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.
Педагог: «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает педагог. Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»
Частыми ударами передает бег. Дети повторяют.
Педагог: «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю».
Педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.
Педагог: «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождик. Сначала это были маленькие редкие капельки, а потом начался сильный ливень».
Педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком.
Педагог: «Испугались ребята, побежали домой».
Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.
«Сладкое дерево»
Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности.
Ход игры:
Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.
Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля».
Педагог: Посмотрите, детки, - это сладкие конфетки.
Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.
«Сосульки»
Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.
Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.
Музыкально-игровые задания, направленные на развитие музыкально-слуховых представлений
«Где мои детки?»
Ход игры:
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих).
Дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют).
Педагог забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей : «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поёт).
Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют «Пи-пи-пи». Гусята «отвечают» «Га-га-га», птенчики: «Чик-чирик».
Затем педагог дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
«В лесу»
Ход игры:
Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог включает мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
«Слушай внимательно»
Ход игры:
Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания : самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.
Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т. е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.
Игровая цель: Угадать первым.
«Звуки вокруг нас»
Ход игры:
Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.
Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Ребенок поё т на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.
Список литературы
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. М. : 2013. -112 с.
2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. М. : 2013. - 224 с.
3. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ-овпед ин-тов. М. : Просвещение, 2013. 255 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 325 с.
5. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб. : Детство - Пресс, 2010. 650 с.
6. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 2013. 304 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. М. : Просвещение, 2012. 96 с.
8. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. М. Просвещение, 2016. 144 с.
9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. : Педагогика, 2011. 87 с.
10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб. : Изд. Группа «Евразия», 2015. - 430 с.
11. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. : Педагогика, 2013. 24 с.
12. Оуэн М. Теория игр. М. : Просвещение 2011. 94 с.
13. Роот, З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста : пособие для музыкальных руководителей / З. Я. Роот. - М. : Айрис-Пресс, 2014. - 64с. 45
14. Савенков А. И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество. 2014. с. 12-14.
15. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. М. : Педагогика. 2011. 34 с.
16. Сухомлинский А. В. О воспитании. М. : Политиздат, 2015. 102 с.
17. Турченко В. И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2015. 18 с.
18. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 2013. 56 с.
19. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 2011. 333 с.
20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 2011. 234 с.