Елена Иванова
Сборник игр и упражнений для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Доктор педагогических наук, профессор Ушакова Оксана Семеновна считает, что одним из сензитивным периодов развития речи является возраст 3-4 года. В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития детей данного возраста.
Публикация «Сборник игр и упражнений для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Основная задача развития речи на данном этапе сводиться к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.
Для осуществления поставленных задач была произведена подборка игр, направленных на обогащение словаря ребенка, формирование и развитие лексико-грамматического строя речи и варианты артикуляционной гимнастики.
Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов слово-сочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место для развития речи занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
В подборе игр я руководствовалась «Программой воспитания и обучения в детском саду», под ред. С. А. Васильевой, а также пособием Е. В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи у детей».
Игра "Пузырьки»
Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).
Ппроводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).
Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
Игра «Бабочка, лети»
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро-вождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится -
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
Игра «Воздушные шары»;
Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.
Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.
Упражнения для развития артикуляционного аппараты
«Мишка слизывает мед».
Цель: развитие подвижности языка
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой», затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
Игра «Кто как кричит?»
Расскажи о том, как подают голос различные домашние птицы. Образец. Петух - ку-ка-ре-ку - кукарекает.
Курица ___ .
Утка -_ ___ .
Гусь ___ .
Индюк ___
Игра «Большой — маленький»
Поиграй с мамой в игру. Пусть мама назовёт тебе большой овощ, а ты скажи, как он будет называться, если станет маленьким.
Образец. Картошка - картошечка.
Свёкла -_ (свеколочка,
баклажан -_(баклажанчик,
луковица -_ (луковичка,
морковь -_ (морковочка,
капуста - _ (капусточка,
огурец -_(огурчик,
помидор - _ (помидорчик).
Игра «Подскажи словечко»
Цель: научить подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Прежложить детям подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Верещунья, белобока,
А зовут её …. (сорока).
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать …. (цветок).
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится… (кошки).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
Игра «Что мы купили в магазине?»
Ты с мамой пошёл в магазин, и вы купили яблоки, груши, сливы, дыни, лимоны, апельсины, абрикосы, мандарины, бананы. Много каких фруктов вы купили? Образец. В магазине мы купили много яблок. В магазине мы купили много.
(груша)_(груш).
(слива)_(слив).
(дыня)_(дынь).
(лимон) _(лимонов).
(апельсин) _ (апельсинов).
(абрикос) _ (абрикосов).
(мандарин) _ (мандаринов).
(банан)_ (бананов).
Игра «Какой компот сварили?»
Измени слова по образцу.
Образец. Компот из яблок - яблочный.
Компот из груш -_(грушевый).
Сок из бананов -_(банановый).
Компот из слив -_(сливовый).
Сок из мандаринов -_(мандариновый).
Компот из абрикосов -_(абрикосовый).
Сок из лимонов -_ (лимонный).
Список использованной литературы:
1. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
2. Васильева С. А. Тетрадь по развитию речи дошкольников. - М. : Школьная Пресса, 2002. – 120 с.
3. Дедюхина Г. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М. : Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.—88 с.
4. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. - М. : ГНОМ -ПРЕСС, 1999. – 80с.