Мищенко Ольга
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Воспитатель Мищенко О. В.
Публикация «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
для детей старшего дошкольного возраста
В данном сборнике собраны игры, по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, сделанные своими руками из подручных средств и бросового материала.
Пояснительная записка:
На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.
Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.
Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование разнообразных дидактических игр.
Содержание
1. Игра «Математический робот «Умник»
2. Игра «Лопни воздушные шарики»
3. Игра «Волшебный рис»
4. Игры с пособием «Куб времени»
5. Игры с пособием «Математический зонтик»
6. Игра «Фетровые дорожки»
7. Игры с использованием яичных упаковок
8. Игры с контейнерами от «Киндер Сюрпризов»
9. Игры с использованием трубочек для сока
10. Игры с пластиковыми крышками
Игра «Математический робот «Умник»
Задача: Развитие познавательного интереса и логического мышления, формирование навыков сложения в пределах 10.
Материал : Математический робот «Умник»- сделанный из коробки и обклеенный самоклеящей бумагой, заламинированные цифры, маленькие мячи – попрыгунчики (10 шт.).
Ход игры:
Воспитатель задает определенный пример ребенку. Ребенок находит соответствующие цифры и прикрепляет на липучки, находящиеся на передней части робота. Далее ребенок считает заданный пример при помощи мячей –попрыгунчиков. Он опускает нужное количество мячей, соответствующее заданному примеру, в верхние отверстия робота. Все брошенные ребенком мячи скатываются вниз в лоток математического робота. Ребенок считает количество мячей. Находит нужную цифру и прикрепляет ответ примера на липучку. Воспитатель проверяет правильность ответа.
Игра «Лопни воздушные шарики»
Задача: Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Материал : коробка, обклеенная самоклеящей бумагой, заламинированные карточки с цифрами, маленькие мячи – попрыгунчики (10 шт.).
Ход игры:
Воспитатель задает определенный пример ребенку. Ребенок находит соответствующие цифры и прикрепляет на липучки, находящиеся на передней части коробки. Далее, ребенок считает заданный пример при помощи мячей – попрыгунчиков. Он выкладывает нужное количество мячей, соответствующее заданному примеру, на отверстие, сделанное в виде воздушных шаров. После ребенок вдавливает столько мячей в коробку, сколько нужно отнять в примере. Вдавленные мячи остаются в коробке. Оставшиеся мячи на верхней части коробки, ребенок считает. Он находит нужную цифру, соответствующую количеству мячей и прикрепляет ответ примера на липучку. Воспитатель проверяет правильность ответа.
Игра «Волшебный рис»
Цветной рис - это красиво, приятно, безопасно и экологично.
Работа с рисом позволяет развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений, что удивительным образом влияет на общее развитие ребенка, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, речь. Игры с рисом способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических и исследовательских способностей. Игры с цветным рисом позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Свойства риса несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать ребенка. Рис успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощает зажатых, скованных и тревожных детей.
Варианты игр с волшебным рисом
1. Математический клад из цифр.
2. Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.
3. Клад из камушков Марблс.
4. Счет, составление и решение математических «примеров» и задач.
5. Клад из пазлов.
6. Клад из геометрических фигур.
7. «Найди и угадай какая фигура»(с закрытыми глазами).
Игры с пособием «Куб времени»
Задача: формировать и закреплять пространственно-временные представления у детей старшего дошкольного возраста.
Разделы:
1. Времена года: закреплять знания детей о временах года.
2. Части суток: формировать последовательность времен суток, понятия «раньше», «позже».
3. Дни недели: актуализировать понятия о днях недели и их последовательности.
4. Время: настоящее, прошедшее и будущее: формировать представление о времени : вчера, сегодня, завтра.
5. Определение времени по часам : совершенствовать умение определять время по часам.
Ход: Ребенок в соответствии с заданием показывает, при помощи стрелочки и липучек, правильный ответ.
Игры с пособием «Математический зонтик»
Игра «Сделай столько же»
Задача: упражнять детей в счете.
Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с различной цифрой и делают столько раз определенное движение, какая цифра изображена на картинке, (приседание, хлопки, прыжки, поднять руки вверх и т. д.).
Игра: «У кого такая же цифра или покажи цифру».
Задача: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемой цифры и звуков.
Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с определенной цифрой и запоминают ее. После этого дети закрывают глаза. Ведущий прохлопывает любое задуманное число в пределах 10. Ребенок у кого эта цифра поднимает ее вверх. Ведущий смотрит правильность ответа и называет загаданное число. Ответ сравнивают с цифрой.
Игра «Пропущенное число».
Задача: упражнять детей в счете, найти пропущенное число.
Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с определенной цифрой, у кого цифры нет должен посмотреть на цифры «соседей» и назвать пропущенную цифру. И прикрепить ее на место.
Игра: «Найди четное – нечетное, однозначное – двухзначное число».
Задача: Упражнять детей в счёте в пределах двадцати. Формировать умение у детей различать чётные - нечётные и однозначные – двухзначные числа; развивать внимание и наблюдательность.
Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточки только тех цифр, которые соответствуют данному заданию ведущего и поднимают карточки вверх. Те цифры, которые не соответствуют данному заданию ведущего, опускают вниз. Ведущий смотрит правильность ответов.
Игра «Фетровые дорожки»
Задача: упражнять в счете предметов по осязанию.
Задачи: Формировать умение соотносить количество предметов с итоговым числом. Развивать память и внимание дошкольников.
1. Вариант (Коллективная игра)
Дети стоят по кругу, а ведущий в круге. Звучит музыка, дети передают за спиной по кругу фетровые дорожки с пуговицами. Музыка останавливается, и дети начинают считать количество своих пуговиц на фетровой дорожке. Ведущий называет любое число от 2 до 10. У кого количество пуговиц и названая цифра совпадают, тот поднимает фетровую дорожку вверх. Ведущий проверяет правильность ответа.
2. Вариант (Индивидуальная игра)
Ребенок считает пуговицы, ощупывая их пальцами. Называет количество пуговиц. Затем ребенку предлагают открыть глаза и проверить себя, пересчитав пуговицы вновь.
«Варианты игр с использованием яичных упаковок»
1. Дидактическая игра «Разложи по цветам»
Задача: формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Умения совмещать шарики с ячейкой, производить соотносящиеся действия (ориентир по цвету, действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Шарики можно сделать из ниток разных цветов, из ваты или бумаги, резиновые попрыгунчики, пробки. Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить шарики в домики по цвету. По возможности называть цвет ячеек и цвет шариков.
2. «Где шарик?» или «Внизу – вверху»
Задача: формировать у детей умения различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Ход игры: Разложить шарики в разных местах яичной упаковки. Спросить ребенка, какой шарик стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.
3.«Разложи шарики в свои домики»
Задача: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать шарик с отверстием, производить соотносящие действия (ориентир по цвету, действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие, развивать мелкую моторику пальцев рук.
4.«Разложи жёлтые шарики в зелёные домики»
Задача: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета, упражнять группировать шарики по заданному признаку, развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
5.«Продолжи ряд»
Задача: закреплять знание 4-х основных цветов, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление.
6.«Найди лишний шарик»
Задача: закреплять знание 4-х основных цветов; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель показывает детям разложенные, например, красные шарики в красных ячейках и среди них один синий шарик. Предлагает детям назвать, какой шарик лишней, почему? Просит заменить лишней шарик шариком, подходящим по цвету.
7. «Соотношение чисел»
Вы можете написать цифры от 1 до 10 в каждой ячейке и предложить ребенку положить в ячейки то количество предметов (к примеру, пуговицы или бусины, которое будет однозначно соответствовать написанной цифре).
Задача: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете. Умения пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметом.
«Игры с контейнерами от «Киндер Сюрпризов»
1. «Собери змейку»
Задача: Собрать змейку по цвету, определить какой по счёту цвет
2. «Повтори ряд»
Задача: Играя, дети тренируют память, закрепляют геометрические фигуры и цвета.
Игры с использованием трубочек для сока
Игра «Нанижи бусы»
Задача: Играя, дети закрепляют счет, цвет, мелкую моторику.
Игры с пластиковыми крышками
Игра «Разложи пробки по количеству и цвету»
Задача: Закреплять цвет, форму, счёт.
Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса.
Игра «Соотношение чисел, решение задач, развитие логики и мышления с использованием стаканов, пробок и чисел».