Анастасия Неженская
Сборник дидактических игр на закрепление представлений о времени для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических игр на закрепление представлений о времени для детей дошкольного возраста
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, а с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы ему в дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, даже не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Публикация «Сборник дидактических игр на закрепление представлений о времени для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Именно поэтому данный сборник является актуальным – он посвящен развитию у детей дошкольного возраста представлений о времени.
В нашем сборнике представлены игры, которые могут помочь педагогам, студентам и родителям организовать дидактические игры для развития представлений о времени у детей дошкольного возраста: игры на закрепление умения ориентироваться в частях суток, закрепление понятий «вчера, «сегодня» и «завтра», расширение представлений о последовательности частей суток, дней недели, месяцев и времен года, закрепление умения устанавливать последовательность различных событий.
Вторая младшая группа
"Когда это бывает?"
Дидактическая задача: Закрепить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер).
Оборудование и материалы: Карточки с картинками, на которых изображены бытовые сцены, связанные с режимом дня дошкольников (утро – зарядка, умывание; день – прогулки, игры на свежем воздухе и т. д.).
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Рассмотреть картинки, изображающие деятельность детей в разных отрезки времени и ответить на вопрос, что делают дети, изображенные на картинках, и когда они это делают (утром, днем, вечером или ночью).
Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети, изображенные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» или «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?». Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети, например, утром, днем или вечером.
"Назови пропущенное слово"
Дидактическая задача: Закрепить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер).
Оборудование и материалы: Мяч.
Игровое правило: Называть пропущенное слово только после того, как поймаешь мяч, внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Поймать мяч и назвать пропущенное в предложении слово.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем.», «Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой…», «Днем ты обедаешь, а ужинаешь…».
"Наш день"
Дидактическая задача: Закрепить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер).
Оборудование и материалы: Кукла.
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Посмотреть на действия куклы и определить часть суток (утро, день, вечер или ночь, а затем самому показать действие с помощью куклы и назвать часть суток.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действия, например, «Кукла умывается», и предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток.
Средняя группа
"Что наступило"
Дидактическая задача: Закрепить представлений детей о частях суток, их характерных особенностях.
Оборудование и материалы: Карточки с изображением частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Рассмотреть картинку, ответить на вопрос воспитателя, подняв картинку, и объяснить свой ответ.
Ход игры: У каждого ребенка по одной картинке, на которой изображен определенный временной отрезок. Воспитатель задает вопрос: «Когда петушок раньше всех встает?», «Когда дети играют на улице?» и т. д. Тот ребенок, у которого на картинке изображено утро (день, показывает свою картинку, говорит, какое это время суток и объясняет почему.
«Исправь ошибку»
Дидактическая задача: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Исправить ошибки в предложениях воспитателя.
Ход игры: Воспитатель называет предложения, в которых допущены ошибки, а дети исправляют их: «Вчера ты дашь мне куклу», «Завтра мы ходили в театр», «Мы катаемся на лыжах завтра», «Дети идут в магазин вчера», «Мы поедем на экскурсию вчера» и т. д.
«Вчера – сегодня – завтра»
Дидактическая задача: Закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Оборудование и материалы: Мяч.
Игровое правило: Отвечать только после того, как поймал мяч, внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Закончить предложения подходящими по смыслу словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и просит закончит предложение: «Сильный мороз был… (вчера)», «Мы будем сооружать постройку… (завтра)», «Мы строили из кубиков корабль… (вчера)», «Дети читают книгу… (сегодня)», «Мы пойдем в гости… (завтра)», «Мы идем по дорожке… (сегодня)».
Старшая группа
Дидактическая задача: Закрепить умение детей устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом).
Оборудование и материалы: Картинки для развития временных представлений (цветы – ягоды, зерно – мука, яйцо – птенец, зима – весна и т. д.).
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Рассмотреть картинки, разложить их по порядку и объяснить, что было раньше, а что позже.
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки, на которых прослеживаются временные представления «раньше – позже». Дети должны разложить их по порядку и ответить на вопрос «Что было раньше? Что позже?».
«Домик дней»
Дидактическая задача: Закрепление умения детей определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Оборудование и материалы: Домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Ответить на вопрос воспитателя и поместить полоску в нужное окошко.
Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: «Как называется день, который уже прошел? (Вчера) Он поселился в нижнем окошке. (Дети вставляют голубую полоску в нижний кармашек) Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (Сегодня) Он занял среднее окошко (Дети вставляют синюю полоску) Как называется день, который скоро наступит? (Завтра) Он поселился в верхнем окне». (Дети вставляют фиолетовую полоску)
Далее воспитатель читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить» стихотворение в соответствующее окошко.
«Дополни сутки»
Дидактическая задача: Закрепить представление детей о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Назвать по порядку оставшиеся части суток.
Ход игры: Воспитатель называет детям одну часть суток, а дети называет все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки.
Подготовительная группа
«Живая неделя»
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о последовательности всех дней недели.
Оборудование и материалы: Два набора карточек с цифрами от 1 до 7, фишки.
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Выстроиться по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке, выполнить задания воспитателя.
Ход игры: Дети делятся на две команды по семь человек, для каждой команды на столе лежит набор цифр изображением вниз. Дети передвигаются по группе в произвольном порядке. По сигналу воспитателя они бегут к своим столам и берут по одной карточке. Каждая команда выстраивается по порядку в соответствии с выбранными цифрами. Педагог дает задания участникам игры, например, «Вторник», топни ногой три раза; «Третий день недели, назови себя и подпрыгни 4 раза» и т. д. Тому, кто правильно выполнит задание, дается фишка. Выигрывает та команда, которая насобирала большее количество фишек.
«12 месяцев»
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о последовательности всех месяцев.
Оборудование и материалы: Карточки с изображением предметов от 1 до 12, набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений для усложнения.
Игровое правило: Внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Выстроиться по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке, выполнить задания воспитателя.
Ход игры: Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?», «Как зовут второй месяц?». Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце», «Октябрь вспомни пословицу о своем времени года», «Март, ты какой по счету в году?», «Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года», «Апрель, в каких сказках встречается твое время года?».
Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
«Назови скорей»
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о последовательности всех дней недели.
Игровое правило: Отвечать на вопрос ведущего только после того, как поймал мяч, внимательно слушать и не перебивать друг друга.
Игровое действие: Поймать мяч и ответить на вопрос ведущего.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и задает вопрос, например: «Какой день недели был вчера?», «Назови дни недели после вторника», «Назови день недели между средой и пятницей» и т. д.