Наталья Савенкова
Стимулирование интеллектуального развития дошкольников путём обучения игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Савенкова Н. Ю., воспитатель
Статья на тему:
«Стимулирование интеллектуального развития дошкольников путём обучения игре в шахматы»
Аннотация.
Статья посвящена изучению стимулирования развития интеллекта дошкольников средствами шахматной игры.
Цель работы: показать позитивное влияние регулярных занятий
Публикация «Стимулирование интеллектуального развития дошкольников путём обучения игре в шахматы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
шахматами на развитие интеллекта дошкольников, обратить внимание на проблему недостаточного развития шахматной педагогики. При сравнении групп детей, было показано лучшее интеллектуальное развитие у детей, занимающихся шахматами.
Дошкольный возраст уникален для формирования личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов, именно в этот период закладываются отношения ребёнка к окружающему миру, происходит интенсивное физическое и психическое развитие. Очень важно не упустить время, поддержать и всемерно развивать качества, специфические для дошкольного возраста, так как уникальные условия, созданные природой для их становления, больше не повторятся и в дальнейшем наверстать упущенное окажется трудным или даже невозможным. Среди многообразия предметов, направленных на формирование интеллектуальных способностей подрастающего поколения, особое место, на наш взгляд, должно занимать обучение игре в шахматы. Шахматы признаются универсальной дисциплиной игрового характера, направленной на воспитание общей культуры, особенно логического и творческого мышления (С. Д. Неверкович). К настоящему времени проведено значительное количество исследований отражающих изучение мышления шахматистов разной квалификации (В. А. Алаторцев, Б. М. Блюменфельд, И. Н. Дьяков, А. А. Котов, Н. В. Крогиус, Е. Н. Кучумова, В. Б. Малкин, Т. Ю. Парамонова, О. К. Тихомиров и др.). Однако аспекту целенаправленного интеллектуального развития в процессе обучения игре в шахматы и созданию специальных технологий обучения детей шахматной игре до сих пор не уделялось должного внимания.
Согласно периодизации психического развития Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, в основу которой положено понятие о ведущем типе деятельности А. Н. Леонтьева, ведущим видом деятельности дошкольников является сюжетно - ролевая игра. Для успешной работы по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы необходимо :
1. Систематически проводить занятия с детьми (как минимум 2 раза в неделю).
2. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (наличие в групповой комнате шахматной доски с фигурами, настольно -печатных игр для развития мышления, внимания и памяти; если есть возможность – использование компьютерных игр).
3. Взаимодействовать с семьёй по вопросам обучения детей дома.
В начале обучения преобладающим способом сообщения новых знания будет чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, объяснение руководителем секции диаграмм с обязательным показом на демонстрационной доске. При этом преподавателю не следует ограничиваться исключительно шахматными играми – необходимо разнообразить деятельность, т. к. дошкольникам тяжело концентрироваться на одном виде деятельности более 5 минут.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, наибольшего успеха удаётся достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое-то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения [4]. При обучении детей дошкольного возраста шахматам необходим индивидуально - личностный подход, сущность которого заключается в построении образовательного процесса на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребёнка, его самостоятельности и уникальности.
В основу индивидуально - ориентированного обучения шахматам легли пять методов :
1. Монологический – рассказ, объяснение. Используется при изложении нового материала. Необходимо отметить, что данный метод в начальной школе должен сочетаться с использованием наглядных средств обучения и применяться крайне осторожно, учитывая неспособность младшего школьника долгое время удерживать внимание на одном объекте.
2. Рассуждающий метод распространён в большей степени, т. к. предполагает активное включение ребёнка во взаимодействие с учителем, позволяет поддерживать внимание дошкольника, поддерживать обратную связь, оперативно корректировать процесс изучения нового материала, а также демонстрировать логику рассуждений, формируя внутренний план действий младшего школьника.
3. Диалогический – предполагает сотрудничество дошкольника с преподавателем в процессе обучения. Наиболее эффективный метод обучения, т. к. в диалоге ребёнок постигает логику шахматной игры, даёт объяснение своим действиям, рассуждает о ходе игры.
4. Эвристический метод позволяет организовать процесс обучения как открытие. Он требует от учителя больше усилий, чем описанные выше методы, однако это в значительной степени оправдано результатами использования данного метода. Урок строится таким образом, что с помощью специально организованного процесса познания ребёнок сам приходит к правильным вывода, тем самым интериоризируя знание, как бы выращивая его в своём сознании.
5. Исследовательский – наиболее сложен в плане организации. При обучении дошкольников может применяться достаточно редко, т. к. требует самостоятельности ребёнка, способности выстраивать свою деятельность, отслеживать и оценивать результаты в процессе поиска решения проблемной задачи. Тем не менее, метод позволяет развить целый ряд познавательных способностей и умений. Учитывая тенденции современного образования и способности детей дошкольного возраста, предлагается проводить занятия в группах до 5 человек 3 раза в неделю по 30 минут каждое. При обучении предлагается активно использовать сюжетно - ролевые игры «шахматная репка», «шахматный колобок», «запретная фигура». Благодаря этому учащимся удаётся быстрее запоминать названия и ходы фигур, что способствует успешному дальнейшему обучению. С помощью рабочих тетрадей - раскрасок удаётся разнообразить деятельность ребёнка, лавируя между игрой в шахматы и рисованием, а использование демонстрационных досок и мультимедийных
средств обучения («Большое шахматное путешествие», «Динозавры учат шахматам») позволяет вовлекаться всем детям в учебно - игровой процесс, стимулируя внутригрупповую конкуренцию и стремление познать азы шахматной игры.
Основная идея заключается в выявлении влияния занятия шахматами в дошкольном возрасте на развитие интеллекта. Предполагается, что занятия
шахматами в раннем возрасте положительно влияют на интеллект дошкольника, стимулируя его рост и развитие.
Таким образом, был проеден анализ зависимости развития интеллекта дошкольников от возможности заниматься шахматами, и выдвинуто предположение о существовании прямой зависимости первого от второго. Это может быть обусловлено развитием логики и способностью структурировать материал, которые требуются при игре в шахматы.
Список литературы:
1. Абрамов С. П. Шахматы : первый год обучения. Методика проведения занятий
/ С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М. : ООО «Дайв», 2009.
2. Габбазова А. Я. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного воз-
раста в процессе обучения шахматной игре : дис…канд. пед. Наук. – Ульяновск, 2008.
3. Гершунский Б. С. Шахматы школе / Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М., 1991.
4. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. – М. : Просвещение, 1991.
5. Костенюк А. К. Как научить шахматам / А. К. Костенюк, Н. П. Костенюк. – М. :
RUSSIAN CHESS HOUSE, 2009.
6. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М. : Астрель: АСТ: Кладезъ,
2013.