Наталия Федоренко
Консультация «Санкт-Петербург для незрячих детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Город Санкт-Петербург является музеем под открытым небом, он наполнен великолепной красотой, которой не устаешь любоваться. Даже проезжая по его улицам на автобусе, в трамвае или в автомобиле, любой ребенок имеет возможность любоваться прелестью мостов, водоемов, дворцов, похожих на замки, памятников архитектуры и цветущих садов и парков.
Но есть дети, у которых зрение отсутствует или имеется лишь его остаток, то есть ребенок видит свет или пальцы своей руки. Он мало что может разглядеть на расстоянии. Незрячий ребенок, как известно, познает мир через другие органы чувств:
- прежде всего, это тактильный анализатор (пальцы руки, трость как продолжение руки);
Публикация «Консультация „Санкт-Петербург для незрячих детей“» размещена в разделах
- слуховой анализатор;
- обонятельный анализатор.
Как может чувствовать себя в большом городе маленький незрячий человек?
Во-первых, он пока еще не может ориентироваться при помощи трости, этому его нужно будет специально обучить, поэтому сопровождение взрослого ему необходимо.
Во-вторых, он окружен различными звуками. В мегаполисе это: уличный шум, шелест шин, визг тормозов, звон трамваев, грохот их колес по рельсам, шум и хлопанье открывающихся и закрывающихся дверей, свист ветра, гул человеческих голосов. Озвученные светофоры, которых в нашем городе немало, помогают ориентироваться на слух, также как и голос диктора в общественном транспорте.
В-третьих, важным средством ориентировки в городе являются запахи. Все мы с детства помним особый запах теплого ветра метро. Проходя мимо булочных, кофеен, парфюмерных магазинов или магазинов бытовой химии мы всегда узнаем их по запаху за несколько шагов. В канцелярском магазине свой особый запах, а в магазине одежды - совершенно другой. В молочном отделе супермаркета и в мясном запахи тоже различаются и несут разную информацию для незрячего человека.
Что же может "предложить" наш город незрячему ребенку как абилитацию к жизни? Напомню, что абилитация - это процесс приобретения и развития ещё несформированных функций и навыков. Это то, через что необходимо пройти каждому незрячему ребенку, чтобы научиться "видеть" при помощи других органов чувств. А здесь мы подходим к феномену компенсации, ведь компенсация – это возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Сохранные, то есть хорошо действующие анализаторы (слух, обоняние, тактильные ощущения) берут на себя нагрузку, которую не может выполнять несовершенное или отсутствующее зрение.
Поэтому ребенок, конечно, может научиться жить в мегаполисе, ориентироваться в нем, а также наслаждаться эстетически его красотой и величием.
Предлагаю задуматься о том, что именно можно предложить на прогулке незрячему ребенку, чтобы развивать его сохранные анализаторы и помогать ему компенсировать недостаток зрения, то есть учить его получать информацию от других чувств.
Можно придумать целую систему занятий со своими маленькими незрячими петербуржцами или детьми с нарушением зрения, приехавшими в гости в Северную столицу.
Знаменитая Дворцовая площадь вымощена серыми гранитами. Хождение по этой гранитной брусчатке по ощущениям отличается от хождения по ровному асфальту, гладкому мрамору или грунтовой дороге. Перед прогулкой на Дворцовую площадь следует подготовить макет - вырезать из картона полукруг в форме площади, а в его центр поставить пластилиновый цилиндр на квадратном основании, повторяющий по форме Александровскую колонну. Наверху поставить фигурку, символизирующую ангела.
Во время посещения Дворцовой площади ребенку нужно дать возможность присесть и тщательно осмотреть руками граниты, которыми вымощена площадь. Если ребенок не привык к обследованию предметов, можно использовать прием "рука в руке". Очень полезно для запоминания и возникновения полноценного образа в сознании проговаривать по мере обследования, каковы по форме, по твердости, по температуре, по шершавости/гладкости обследуемые камни и любые другие предметы. Затем можно пойти осматривать Александровскую колонну, напоминая ребенку, что это та колонна, которую вы с ним лепили дома из пластилина. Настоящая колонна очень большая, никто из нас не может дотянуться руками до ее вершины, но мы можем прикасаться к ее основанию и рассматривать его.
Покажите ребенку сфинксов на Университетской набережной или на Египетском мосту через Фонтанку, грифонов на Банковском мосту канала Грибоедова, а также львов на Адмиралтейской набережной. Надеюсь, дома вы уже вылепили их из пластилина, осмотрев основные части фигур: человеческую голову сфинксов, львиные туловище, лапы, хвосты, крылья у грифонов. Теперь ребенок сможет осмотреть фигуры в их натуральную величину, прикоснуться к огромным лапам льва или грифона, ощутить их поверхность, форму, почувствовать их твердость и температуру, а в своем воображении сравнить эти натуральные фигуры с вылепленными дома фигурками.
Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова можно вырезать из толстого картона, распечатав их контурное изображение, осмотреть вместе с ребенком колонны по контуру, проговорить основные части колонн. Ростры - прикрепленные носы кораблей, каменные статуи у основания колонн, которые символизируют четыре русских реки и изображают двух мужчин и двух женщин. Посетив колонны, ребенок вновь осмотрит их руками и вы напомните ему то, что вы рассказывали о колоннах. Не забудьте упомянуть, что на вершине колонн в праздники горит вечный огонь.
Почувствовать жар этого огня незрячий ребенок не сможет, вы объясните ему, ведь колонны очень высокие.
Но если вы посетите с ним Марсово поле, то сможете ощутить температуру огня, остановившись неподалеку. (Следите только за тем, нет ли у ребенка аллергии на природный газ.)
В Летнем саду все, начиная с его решетки, которую долго можно рассматривать руками, предназначено для тактильного обследования. Осмотрите статуи богов и аллегории, стоящие вдоль аллей сада. Посетите памятник Крылову, у которого вы сможете осмотреть решетку, а заодно рассказать ребенку какую-нибудь басню известного русского баснописца. Здесь также очень много деревьев, которые можно рассматривать, прикасаясь к ним.
Фонтаны Санкт-Петербурга и Петродворца - это звук льющейся воды. Поскольку фонтаны по размеру и интенсивности напора разные, ребенок со временем сможет различать по слуху, к какому фонтану вы с ним подошли - большому или поменьше.
Дети, в том числе и незрячие, по характеру все очень разные. Некоторым нравится вода, некоторым песок, иные не любят пачкать руки. Некоторые очень осторожно передвигаются, а другие бегают бесстрашно, выставляя руки вперед и не опасаясь наткнуться на препятствие.
В ЦПКиО на Елагином острове вы сможете найти немало зеленых полян, где ребенок может двигаться беспрепятственно, не боясь столкновения. Кстати, у Елагина дворца тоже живут два белых каменных льва. А также там много воды, можно покататься на лодке, ощутив и плеск волн, и их температуру, и запах.
В Петропавловской крепости на Заячьем острове поиграйте с фигурками зайцев, которых теперь тут немало!
Если ваши прогулки происходят весной, незрячий ребенок заметит, что Санкт-Петербург полон запахов черемухи, сирени, шиповника и других цветущих кустарников и цветов на клумбах. Вслушивайтесь в запахи и называйте ребенку их источник, чтобы он запоминал, как пахнут разные растения.
Осенью вы с ребенком можете пошуршать опавшими листьями в Александровском или Летнем саду, в парке на Крестовском или Елагином острове, в любом сквере города. А прогулка по водным магистралям города - по рекам и каналам или Большой Неве - помимо запахов и звуков воды, даст удивительное ощущение движения по воде, только следите, чтобы вас не продул невский ветер.
Любите красоту родного города - и вы передадите эту любовь своему маленькому незрячему ребенку, который будет учиться видеть, слышать, ощущать в том числе и благодаря своему величественному каменному учителю.