Шамсиева Юлия
Самые популярные методики обучения детей чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Самые популярные методики обучения детей чтению.
Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению.
Обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше и сегодня я Вам расскажу об этих методиках.
Публикация «Самые популярные методики обучения детей чтению» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Методика Марии Монтессори обучать этой методике можно с 2-х лет
Методика Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать. Так же можно использовать написание буквы на песке, слепить букву из пластилина, украсить её бусинками, выложить букву из зёрен или же просто обвести букву маркером.
Методика Глена Домана обучать этой методике рекомендуется с 3-х лет, но уже доказанно, что используя данную методику с рождения, дети начинают читать уже с 4-х лет.
Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 5 карточек, затем 10 и т. д. которые педагог показывает ему 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Так же эта методика помогает хорошо развивает память.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
«Теремки Воскобовича» – это популярная методика для обучения чтению. "Теремки" состоят из кубиков на гранях которых изображены СОГЛАСНЫЕ буквы и коробочек с ГЛАСНЫМИ буквами. "Сундучок" вставляем в "теремок", согласный оказывается рядом с гласным – и получается слог. Это помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге.
Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Педагог пропевает их и параллельно показывает склады на картинках.
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Главный плюс данного метода в том, что в нём задействованы ассоциации. Железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках расположены твердые гласные, на маленьких — мягкие. Кубики Зайцева подходят для детей от двух лет.
Во время занятий педагогу рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
Словолодочки Юлии Александровны Пчелинцевой
«Словолодочки» - это методика, которая основана на традиционном методе, который впервые ввел К. Д. Ушинский.
Возникает разумный вопрос «Чем «Словолодочки» отличаются от традиционной методики?»
Как утверждает автор методики «Словолодочки» - они волшебные. Пчелинцева взяла слоги слияния и добавила немного волшебства, тоесть слоги слияния, где согласные и гласные сидят в одной лодке. Слоги слияния получаются, когда сначала стоит согласный, а потом гласный звук.
Каждое занятие начинается с прокапывания волшебного алфавита. В нашем алфавите, не буквы, а волшебные капельки, причем они разного размера (большие и маленькие). Детям мы не озвучиваем, что звуки бывают гласные и согласные, но мы их учим различать эти звуки (наши капельки, прокапываем долго и коротко).
Затем на каждом занятии, пропевается слоговая таблица, где синие окошки указывают на звонкие звуки, а жёлтые – глухие.
После того, как ребенок полностью освоил капельки и слоговую таблицу, переходим к чтению волшебных писем, на которых написаны уже целые слова. На занятиях дети отправляются в морское приключение, где первый звук- согласный-это пират, а второй звук- гласный-это принцесса.
Таким образом, незаметно для ребенка, он овладевает навыком чтения, играя.