Колесникова Людмила Владиславовна
Консультация для педагогов «Самореализация детей дошкольного возраста посредством различных видов театральной деятельности»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад№50"
Левобережный район города Воронеж
Самореализация детей дошкольного возраста
через различные виды театральной деятельности
Подготовила:
Воспитатель Колесникова Л. В.
Публикация «Консультация для педагогов „Самореализация детей дошкольного возраста посредством различных видов театральной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Слайд2 Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому ребенку предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.
Слайд 3 Важное условие самореализации ребенка дошкольника – ориентация на творческую деятельность. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активны, развивали свои способности.
Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольника в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Слайд 4
Театрализованную деятельность можно разделить на две основные группы:
1. Игры-драматизации, в которых ребенок исполняет роль в качестве «артиста».
2. Режиссерские игры. Здесь в качестве «артистов» выступают игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет он использует разные средства вербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста;
- Инсценировки произведений;
- Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Виды режиссерских игр: театр на фланелеграфе, театр пальчиковый, настольный театр, плоскостной и объемный, театр кукол Би-ба-бо, театр марионеток, кукольный театр, теневой театр.
Слайд 5 В группе оформлен театрализованный уголок. При проектировании театрального уголка в группе учитывались возрастные, индивидуальные особенности ребенка, предусматривалась возрастная адресованность оборудования и материалов. Учитывались и полоролевые особенности детей т. е. в театральном уголке размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.
слайд 6 Театральная среда в группе разнообразна и динамична, способствующая формированию различных видов деятельности, в процессе которых развивается творчество детей. Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров : - Театр из помпонов
слайд 7 - Театр бибабо называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
слайд 8 - Театр масок, изготавливаем из картона маску любого персонажа и разыгрываем сценки
слайд 9 - Настольный театр организуется с любыми игрушками и в самостоятельной деятельности детей.
слайд 10 - Пальчиковый театр, Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из ниток. Кукол ребенок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображенного на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
• Театр мягкой игрушки
• Теневой театр Используем белую непрозрачную ткань, прикрепленную на мольберт или доску, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света. Это может быть либо настольная лампа, либо яркий солнечный свет.
• Театр картинок (фланелеграф)
Слайд 11 - Драматизация. В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки - маски.
• Элементы декорации (деревья, цветы, дома различной высоты, различной структуры ткани).
слайд 12 Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
слайд 13 Для того чтобы детям было легче ориентироваться, я подбираю произведения, соответствующие программе, помещаю иллюстрации к сказкам разных художников для рассматривания и сравнения их. Дети с удовольствием пользуются этими материалами в свободное время.
слайд 14 По художественным произведениям я готовлю мнемотаблицы, посредством которых дети пересказывают сказки, стихи, рассказы.
слайд 15 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
слайд 16 Начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции.
слайд 17 Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения организационных моментов, физкультминуток, т. е. во всех формах педагогического процесса.
слайд 18 С детьми мы устраивали и игры-представления с куклами, которые изготавливали из подручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных тряпочек, ленточек, ниток.
Показ сказки "Репка" театр из помпонов
слайд 19 Показ театра Би-ба-бо по сказке "Заюшкина избушка"
слайд 20 Показ сказки "Теремок" театр из помпонов
слайд 21 Показ сказок малышам
Слайд 22 Драматизация спектакля "Лесная больница".
Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (костюмы животных и птиц). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка.
Таким образом, развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует включение всех участников образовательного процесса (воспитателей, детей и родителей). Она требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.