Екатерина Филонова
Развитие логического мышления у дошкольников с помощью блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Личный вклад в повышение качества образования и внедрение новых образовательных технологий на основе совершенствования методов обучения и воспитания, участия в инновационной деятельности
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 6”
Актуальность выбора темы «Развитие логического мышления у дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников с помощью блоков Дьенеша» размещена в разделах
Основной целью своей работы а считаю – развитие познавтельно-творческих способностей, что обосновано идеями развивающего обучения детей. Моей заботой является обеспечение активной деятельности ребенка любого возраста через яркую, доступную, реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использования экспериментирования; решение творческих задач, их реконструирование с целью освоения средств и способов познания (сравнение, изменение, классификация).
Учитываю в своей работе и то, что мышление ребенка в дошкольном возрасте еще является наглядно-образным, и он мыслит образом и представлениями. Именно это и подтолкнуло меня к мысли развивать логику детей доступным для них способом – с помощью блоков Дьенеша. Так как сначала у ребенка формируется наглядно-действенное мышление, а наиболее эффективным пособием являются логические блоки, именно их я и решила использовать в своей работе для подготовки мышления детей к усвоению математикой (и в частности логикой).
Одно из главных направлений в работе с детьми это обучение и развитие с помощью блоков Дьенеша. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя способами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из трех свойств. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными в плане пред математической подготовки и общего интеллектуального развития. При отборе упражнений я учитываю их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов, способов действия, результатов) и сочетаемости с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. В своей работе еще применяю задачи на интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. Я стараюсь приобрести все новые и интересные игры по математике. Создаю условия и обстановку, для вовлечения ребенка в интересный мир математики.
Опыт работы по теме «Развитие логического мышления у дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познаниями! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Взрослые часто спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять заниматься ребенка математикой, если ему это скучно? Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношений, способах действий.
Задача педагога сделать так, чтобы труд дошкольника в познании математики был интересен и доступен. Поскольку основная деятельность детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный характер.
Обучаясь в свое время на курсах повышения квалификации, я очень заинтересовалась разработками Дьенеша и стала использовать этот материал в своих занятиях по математике. Со временем я заметила, как дети, с удовольствием играя, обучаются. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Мой опыт использования логических блоков показал эффективность усвоения материала:
- при ознакомлении детей с геометрическими фигурами, формой предметов и их размеров;
- при развитии мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать информацию;
- при усвоении элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- при развитии познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- при развитии творческих способностей.
В своей работе я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование информации).
2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Перспективный план работы с логическими блоками в старшей группе
Месяц Игра Программное содержание
Сентябрь «Лабиринт» Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить детей «читать» знаки-символы, выбирать необходимый блок из нескольких.
Октябрь «С двумя обручами»
«Разложи пропущенные фигуры» Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «не».
Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Ноябрь «Найди меня»
«Вырастим цветы» Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий.
Декабрь «Волшебное дерево» Развивать представление у детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки.
Январь «Пирамида» Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения.
Февраль «Найди такую же»
«Улитка» Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам : цвету и форме.
Март «Перемещение»
«Кроссворды с блоками» Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок.
Апрель «Игры с обручами и овалами»
«Цветок» Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
Май «Цветок»
«Ромашка» Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами и в играх с овалами. Развитие логического мышления и внимания.
Перспективный план работы с логическими блоками в средней группе
Месяц Игра Программное содержание
Сентябрь «Найди осенние листочки»
Развивать у детей умение выделять в блоках от 1 до 4 различных свойств (цвет, форму, размер, толщину, абстрагировать один от других, называть их.
Октябрь «Помоги мышатам»
«Найди на ощупь драгоценный камень»
«Дети в городе геометрических фигур»
Развивать умение находить блоки на ощупь. Учить детей называть форму блока.
Познакомить с символами свойств, развивать зрительную память.
Ноябрь «Дружат – не дружат»
«Домино»
«Дорожки»
«Найди друга» Развивать умение детей сравнивать предметы по одному свойству, видеть в них общее и различное.
Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по заданным свойствам.
Познакомить детей с логическими кубиками. Развивать умение сравнивать предметы по одному свойству.
Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать блоки по самостоятельно выделенным свойствам.
Декабрь «Угощение для медвежат»
«Художника»
«Необычные фигуры»
«Украсим елку бусами» Развивать умение сравнивать блоки по одному двум свойствам одновременно. Учить понимать слова «разные», «одинаковые».
Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции).
Развивать способность к анализу, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.
Январь «Давайте познакомимся»
«Угадай-ка»
«У кого в гостях» Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения.
Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов.
Февраль «Загадки без слов»
«Где спрятался зайчонок?»
«День рождения» Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
Учить следовать правилам при выполнении цепочки действий.
Март «Собери бусы»
«В гостях у умного кролика»
«Кулинары» Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное и логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок.
Апрель «Космос»
«Строительство города»
«Найди клад» Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
Развивать логическое мышление, внимание.
Май «Найди свою дорожку»
«Построй дом»
«Где, чей гараж» Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по одному, двум свойствам.
Мониторинг развития логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша в средней группе 2021-2022г.
Вывод: на конец года результаты диагностики показали, что уровень развития у детей мыслительных процессов находится на достаточно среднем уровне. Дети справляются с поставленными перед ними заданиями. У некоторых детей вызывают трудности с заданиями со свойствами предметов. Поэтому с детьми необходимы дополнительные занятия. В индивидуальную работу планирую взять игры и упражнения, цель которых освоение свойств, например: «Найди такую же фигуру как эта» (по форме, размеру, «Цепочка» и т. д.
Мониторинг развития логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша в старшей группе 2022-2023г.
Вывод: Результаты диагностики показали, что уровень развития у детей мыслительных процессов находится в недостаточно высоком уровне. Дети успешно справляются с поставленными перед ними задачами. У некоторых детей вызывают трудности в заданиях, связанные со свойствами предметов и с умением устанавливать соответствия. Для этого с детьми необходимы дополнительные занятия. В индивидуальную работу планирую взять игры и упражнения, цель которых освоение свойств, например: «Найди свою дорожку» (по форме, размеру, «Найди друга» и т. д.