Папки-передвижки

Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»

Елена Чабанец
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»
▼ Скачать + Заказать документы

Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте

Проект «Я умею сам

Разработала: Чабанец Е. М.

1. Актуальность проекта. Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Развитие умений по самообслуживанию не происходит само по себе. Данный процесс длительный и требует строгой организации, результаты которой зависят от правильного руководства.

Публикация «Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте „Я умею сам“» размещена в разделах

Самообслуживание включает в себя самостоятельное одевание и раздевание в определенной последовательности, гигиены тела, опрятности, умение аккуратного и правильного приема пищи. Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у младших дошкольников общей и мелкой моторики, зрения, слуха внимания, мышления. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуре поведения. Самообслуживание играет определенную важную роль в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

В настоящее время данная проблема является актуальной, так как практика работы в детском саду и ее результаты показывают, что у младших дошкольников слабо развиты умения по самообслуживанию, а это в свою очередь усложняет работу воспитателей. В процессе повседневной работы с младшими дошкольниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение умений по самообслуживанию стало для детей естественным.

Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников позволяет эффективно решать задачи расширения у них представлений об окружающей действительности, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий по самообслуживанию.

2. Цели и задачи проекта

Цель: формирование умений у младших дошкольников по самообслуживанию.

Задачи:

1) Повысить уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию.

2) Развивать у детей потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.

3) Повысить уровень педагогической компетентности родителей в развитии у младших дошкольников умений по самообслуживанию.

3. Принципы реализации проекта

При выстраивании содержания проекта учитывались следующие принципы:

- интеграции;

- адекватности и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста;

- систематичности;

- научности (содержание проекта программы построено на научных фактах);

- наглядности (реализуется через доступную и разнообразную развивающую среду);

- доступности (выражается в подборе форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Срок реализации проекта: один год (2018 - 2019 г.).

4. Этапы реализации проекта

Структура проекта включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Таблица 1

Этапы реализации проекта

№ Этапы реализации Содержание Сроки

1. Подготовительный На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной работы, упражнений, разнообразных развивающих игр по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию; осуществляется подборка наглядно материала совместно с родителями, обогащение предметно-развивающей среды в группе; подготовка к организации фотовыставки «Вот что мы умеем!».

Сентябрь

2018 г.

2. Основной Реализация работы по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию в основных видах деятельности:

а) игровая деятельность: дидактические, словесные, сюжетно – ролевые, настольные, подвижные игры;

б) художественно - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;

в) речевая деятельность детей: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций;

г) театрализованная деятельность детей;

д) развлекательные мероприятия, праздники и досуги;

е) проблемно - поисковая деятельность: решение проблемных ситуаций, проектирование проблемных ситуаций и их решение. Октябрь

2018 г.

- Апрель

2019 г.

3. Заключительный Диагностика уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию, презентация проекта и организация фотовыставки «Вот что мы умеем!».

Май

2019 г.

Формы и методы работы

Формы работы:

- индивидуальная (отрабатываются отдельные действия и умения по самообслуживанию);

- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации умений по самообслуживанию : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность воспитателя и детей.

Методы работы:

- объяснение и показ отдельных действий (можно сопровождать небольшими стишками);

- напоминание, указание, оценка действий детей (одобрение, поощрение, похвала);

- практическая помощь (используя положительные оценки действий детей);

- упражнения, повтор действий.

5. Пан реализации проекта

Таблица 2

Сроки Мероприятия Участники Ответственные

Октябрь Беседы и ситуативные разговоры с детьми на темы: «Правила поведения за столом», «Кушаем аккуратно» и др. ; чтение детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) :

B. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка»;

настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Сияющие пуговки» и др. ;

игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. Воспитатель, дети

Воспитатель

Ноябрь Беседа и чтение художественной литературы, заучивание стихотворений: И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»;

рассматривание предметных картинок и беседы по ним на тему: «Одежда», «Обувь», сюжетных картинок «Юля одевает куклу на прогулку», «Дети аккуратно складывают свою одежду» и др. ;

подвижные игры, пальчиковая гимнастика: «Сорока - Ворона», «Дружная семейка», «Улитка», «Котята» и др. ;

лепка «Чайный сервиз»;

игры на внимание: «Что лишнее в одежде», «Найди и назови» и др. ;

игровые ситуации: «Как надо пользоваться салфетками», «Пьем, не проливая», «Правильно держим столовые приборы» и др. ;

рисование «Моя любимая чашка». Воспитатель, дети

Воспитатель

Декабрь Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», З. Александрова «Купание»; рассматривание с детьми иллюстраций и беседы по ним;

игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. ;

игры-развлечения, досуги, игры-воображения: «Умывается тигрица, а тигрята моют лица…»;

ООД «Учимся быть самостоятельными»;

рисование «Чистюля». Воспитатель, дети

Воспитатель

Январь Чтение художественной литературы, заучивание стихов и потешек, загадывание загадок: Г. Лагздынь «Куклу кормили?», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша»; упражнения с использованием потешек и художественного слова («Водичка-водичка…» «Теплою водою», «Ножками потопали», «Где мой пальчик» и др. ;

проблемные ситуации: «Зоя не складывала на место свою одежду и поэтому не может ее найти, что делать?», «У куклы Светы грязное платье, как ей помочь?» и т. д. ;

сюжетно ролевые игры «Магазин одежды», «Семья» и др. ;

дидактические игры и упражнения на тему: Покажем кукле Лизоньке, как надо складывать одежду перед сном», «Посмотрите, как мы умеем одеваться (раздеваться)»;

рисование «Праздничный стол». Воспитатель, дети

Воспитатель

Февраль Беседы и чтение художественной литературы Е. Благинина «Как у нашей Ирки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла - клади на место!» и др. ;

использование малых форм фольклора в режимных моментах;

дидактические игры: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;

сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «К куклам в гости» и др. ;

аппликация «Столовые приборы»;

сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Парикмахерская»;

проблемные ситуации: «Мишутка испачкался, как сделать его чистым?», «Почему у куклы Лизы грязное полотенце?», «Почему поросенка Наф-нафа не приглашают в гости?» и др. Воспитатель, дети

Воспитатель

Март Беседа и чтение художественной литературы С. Капутикян «Кто скорее допьет?», A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!» и др. ;

дидактические игры: «Мишка именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом», «Как Мишка в гости ходил», «Сервировка стола» и др. ;

рисование «Мойдодыр»;

ООД «Правила культурного поведения за столом»;

дидактические игры и упражнения на тему: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;

развлечение «Мой день рождения». Воспитатель, дети Воспитатель

Апрель Чтение художественной литературы: П. Воронько «Пора спать», В. Берестов «Новый бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место»;

театрализованное представление на тему: «Мы самостоятельные ребята»;

аппликация «Туфельки»;

игры с подвижными картинками (на подвижной ставенке - окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности);

Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки»;

ООД «Учимся быть самостоятельными»;

лепка «Рукавички». Воспитатель, дети, музыкальный

руководитель

Воспитатель, музыкальный руководитель

Май Чтение художественной литературы: И. Горюнова «Этикет для карапузов»,

А. Барто «Игрушки»,

И. Муравейка «Я»; дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Лизу», Что сначала, что потом»;

игровые ситуации: «Учим куклу Ксюшу мыть руки»; «За стол нельзя садиться с грязными …» и др. ;

игры-экспериментирования в сочетании с загадками;

рисование «Душистое мыло»;

фотовыставка: «Мы уже умеем». Воспитатель, дети

Воспитатель

Уровни помощи воспитателя в работе с младшими дошкольниками :

- совместное действие с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием воспитателя;

- частичная помощь воспитателя (последнее действие ребенок осуществляет сам);

- воспитатель помогает начать действие, а ребенок продолжает и заканчивает его под контролем;

- дошкольник осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию воспитателя;

- дошкольник осуществляет действие сам, если план действия выведен на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке).

Одним из важных направлений деятельности по формированию у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию является работа с родителями.

Таблица 3

План работы с родителями

№ Содержание Сроки

1. Родительское собрание:

«Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста»;

Консультации: «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности»;

Анкетирование родителей;

Выставка художественной и методической литературы. Сентябрь

2. Беседы и консультации: «Для чего необходимо развивать с детства умения по самообслуживанию?», «Как правильно одевать ребенка на прогулку»;

Родительское собрание с участием медицинского работника: «Личная гигиена ребенка»;

подготовка творческих совместных с детьми проектов, педагогический всеобуч и др. ;

Наглядная информация для родителей

«Как приучить ребенка быть аккуратным»;

дни открытых дверей, участие родителей в праздничных мероприятиях и конкурсах. Октябрь

- Декабрь

3. Беседы и консультации: «Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего возраста».

Стендовая информация в групповом уголке: памятка для родителей «Внешний вид ребенка: о чем не стоит беспокоиться»;

консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»;

устный журнал «Наши привычки - привычки наших детей». Январь

- Апрель

4. Индивидуальные беседы: «Развитие самостоятельности детей»;

папка-передвижка «Будем опрятными»;

Родительское собрание: «Самостоятельность ребенка»;

анкетирование родителей. Май

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

Относительно детей: повысится уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию; у детей будет развита потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.

Относительно родителей: повысится уровень педагогической компетентности родителей в формировании у детей умений по самообслуживанию; установление тесного взаимодействия воспитателей с родителями.

7. Критерии оценки результативности реализации проекта

Таблица 4

Критерии и показатели сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста

Критерии Показатели

Последовательность Характеризует у ребенка умение выполнять действия по самообслуживанию в определенной последовательности (одеваться и раздеваться, снимать обувь, умываться и т. д.).

Самостоятельность Характеризует у ребенка умение без помощи взрослого выполнять действия по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, мыть руки, лицо, приводить себя в порядок, пользоваться столовыми приборами, убирать за собой игрушки).

Качество выполнения Характеризует умение ребенка не спеша, правильно выполнять действия по самообслуживанию (застегивать пуговицы, шнуровать обувь, одевать ее на нужную ногу; правильное поведение за столом); умение довести начатое дело до конца.

Таблица 5

Уровни сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста

Уровни Показатели

Высокий Характеризуется у ребенка умением выполнять действия по самообслуживанию самостоятельно, последовательно, качественно, при незначительной помощи взрослого. У ребенка выражено стремление преодолеть трудности в процессе выполнения действий по самообслуживанию.

Средний Характеризуется у ребенка тем, что он пытается выполнять действия самостоятельно, но требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов самообслуживания и в контроле качества (одевание обуви на ту ногу, не наизнанку, не задом наперед и т. д.). У ребенка выражено желание самостоятельно справиться с трудностями и самоутвердиться.

Низкий Характеризуется у ребенка полным отсутствием самостоятельности в процессе самообслуживания, ребенок выполняет все действия с помощью взрослого, а точнее за него все делают взрослые, желание все сделать самостоятельно у ребенка отсутствует, ожидает помощи во всех действиях по самообслуживанию.

Примерные диагностические задания:

1. Диагностическая игровая методика «Кукла спешит на прогулку».

Цель – выявить уровень умения последовательности выполнения действий по самообслуживанию у младших дошкольников (последовательного раздевания куклы после прогулки, аккуратного развешивания и складывания ее одежды).

Ход работы:

Материал: набор кукольной одежды, кукла.

1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой. Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще маленькая и сама раздеться не может. Подводит детей к выводу: «Кукле надо помочь раздеться».

2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, как правильно складывать вещи в шкафчик. Дети самостоятельно раздевают после прогулки куклу. Данная игровая методика направлена на выявление развития умений последовательности при раздевании, аккуратного развешивания и складывания вещей, формирование умения застегивать и расстегивать пуговицы, молнию и т. д.

2. Диагностическая игровая методика «Угостим кукол чаем».

Цель - изучение уровня сформированности самостоятельности в процессе самообслуживания у младших дошкольников.

Материал: куклы, кукольная чайная посуда, стол, салфетки.

Ход работы: проводится в виде игры. В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем, спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют и самостоятельно достают кукольную посуду, расстилают скатерть и ставят на стол блюдца, чашки, кладут ложки, салфетки. Воспитатель задает детям вопрос: А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды). Дети расставляют посуду для кукол, «наливают чай» в чашки, угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой.

Данная игровая методика позволяет детям проявить свою самостоятельность в накрывании на стол, кормлении кукол, в аккуратности, ухаживанию за ее внешностью.

3. Метод педагогического наблюдения.

Цель – выявить уровень умений у младших дошкольников качественного, правильного выполнения действий по самообслуживанию.

Наблюдение является основой для оценки развития ребенка. В процессе наблюдения можно получить объективную оценку ситуации в развитии ребенка. Наблюдение позволяет понять особенности и потребности детей. Наблюдение за ребенком во время игровых занятий позволяет увидеть проявления учебных умений и полученных знаний.

В процессе наблюдения прослеживается внешнее проявление поведения ребенка: качество его действий и умений.

При проведении наблюдения и отнесения к определенному уровню развития умений по самообслуживанию у младших дошкольников учитывались оценки по следующим направлениям:

- культура приема пищи;

- одежда - обувь;

- личная гигиена.

Культура приема пищи:

- прием пищи с желанием;

- умение аккуратно принимать пищу: не крошить хлеб, откусывать хлеб от целого куска, не проливать суп на стол, не втягивать жидкость с ложки;

- умение пережевывать пищу;

- умение правильно пользоваться столовыми приборами;

умение пользоваться салфеткой по необходимости, осознание потребности в исполнении.

Одежда – обувь:

- умение одевать или снимать одежду без подсказки или с минимальной помощью;

- умение застегивать пуговицы и молнию на одежде самостоятельно;

- умение бережно относиться к своей одежде: аккуратно складывать свои вещи в шкафчик, вешать одежду на стул, мокрую одежду развешивать на батарее;

- умение самостоятельно обувать и снимать обувь, не путать при одевании;

- умение завязывать шнурки самостоятельно или с незначительной помощью;

- умение бережно и аккуратно относится к своей обуви: самостоятельно ставить обувь в шкаф, если мокрая поставить сушиться.

Личная гигиена:

- умение пользоваться расческой, осознавая необходимость;

- умение пользоваться носовым платком по необходимости;

- умение пользоваться туалетной комнатой.

Система оценок:

3 балла - правильное выполнение действий по самообслуживанию;

2 балла - ребенок справляется с заданием, но с помощью воспитателя;

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Полученные оценки за каждое задание суммируются и соотносятся с тремя уровнями сформированности умений по самообслуживанию у младших дошкольников.

Материальные ресурсы:

- дидактические игры и дидактический материал;

- наглядные пособия, иллюстрации;

- литературные произведения (стихи, сказки, рассказы);

- настольно-печатные игры;

- музыкальные произведения.

Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме проекта.

8. Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию : пособие для воспитателей дет. сада и родителей. - М. : Просвещение, 2013. – 125 с.

2. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому. – СПб. : «Паритет», 2011. - 83 с.

3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - синтез, 2014. - 368 с.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2010. – 125 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 12:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чабанец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД