Елена Чабанец
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте
Проект «Я умею сам!»
Разработала: Чабанец Е. М.
1. Актуальность проекта. Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Развитие умений по самообслуживанию не происходит само по себе. Данный процесс длительный и требует строгой организации, результаты которой зависят от правильного руководства.
Публикация «Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте „Я умею сам“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Самообслуживание включает в себя самостоятельное одевание и раздевание в определенной последовательности, гигиены тела, опрятности, умение аккуратного и правильного приема пищи. Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у младших дошкольников общей и мелкой моторики, зрения, слуха внимания, мышления. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуре поведения. Самообслуживание играет определенную важную роль в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
В настоящее время данная проблема является актуальной, так как практика работы в детском саду и ее результаты показывают, что у младших дошкольников слабо развиты умения по самообслуживанию, а это в свою очередь усложняет работу воспитателей. В процессе повседневной работы с младшими дошкольниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение умений по самообслуживанию стало для детей естественным.
Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников позволяет эффективно решать задачи расширения у них представлений об окружающей действительности, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий по самообслуживанию.
2. Цели и задачи проекта
Цель: формирование умений у младших дошкольников по самообслуживанию.
Задачи:
1) Повысить уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию.
2) Развивать у детей потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.
3) Повысить уровень педагогической компетентности родителей в развитии у младших дошкольников умений по самообслуживанию.
3. Принципы реализации проекта
При выстраивании содержания проекта учитывались следующие принципы:
- интеграции;
- адекватности и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста;
- систематичности;
- научности (содержание проекта программы построено на научных фактах);
- наглядности (реализуется через доступную и разнообразную развивающую среду);
- доступности (выражается в подборе форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей).
Срок реализации проекта: один год (2018 - 2019 г.).
4. Этапы реализации проекта
Структура проекта включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Таблица 1
Этапы реализации проекта
№ Этапы реализации Содержание Сроки
1. Подготовительный На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной работы, упражнений, разнообразных развивающих игр по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию; осуществляется подборка наглядно материала совместно с родителями, обогащение предметно-развивающей среды в группе; подготовка к организации фотовыставки «Вот что мы умеем!».
Сентябрь
2018 г.
2. Основной Реализация работы по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию в основных видах деятельности:
а) игровая деятельность: дидактические, словесные, сюжетно – ролевые, настольные, подвижные игры;
б) художественно - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
в) речевая деятельность детей: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций;
г) театрализованная деятельность детей;
д) развлекательные мероприятия, праздники и досуги;
е) проблемно - поисковая деятельность: решение проблемных ситуаций, проектирование проблемных ситуаций и их решение. Октябрь
2018 г.
- Апрель
2019 г.
3. Заключительный Диагностика уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию, презентация проекта и организация фотовыставки «Вот что мы умеем!».
Май
2019 г.
Формы и методы работы
Формы работы:
- индивидуальная (отрабатываются отдельные действия и умения по самообслуживанию);
- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации умений по самообслуживанию : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания);
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя и детей.
Методы работы:
- объяснение и показ отдельных действий (можно сопровождать небольшими стишками);
- напоминание, указание, оценка действий детей (одобрение, поощрение, похвала);
- практическая помощь (используя положительные оценки действий детей);
- упражнения, повтор действий.
5. Пан реализации проекта
Таблица 2
Сроки Мероприятия Участники Ответственные
Октябрь Беседы и ситуативные разговоры с детьми на темы: «Правила поведения за столом», «Кушаем аккуратно» и др. ; чтение детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) :
B. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка»;
настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Сияющие пуговки» и др. ;
игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. Воспитатель, дети
Воспитатель
Ноябрь Беседа и чтение художественной литературы, заучивание стихотворений: И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»;
рассматривание предметных картинок и беседы по ним на тему: «Одежда», «Обувь», сюжетных картинок «Юля одевает куклу на прогулку», «Дети аккуратно складывают свою одежду» и др. ;
подвижные игры, пальчиковая гимнастика: «Сорока - Ворона», «Дружная семейка», «Улитка», «Котята» и др. ;
лепка «Чайный сервиз»;
игры на внимание: «Что лишнее в одежде», «Найди и назови» и др. ;
игровые ситуации: «Как надо пользоваться салфетками», «Пьем, не проливая», «Правильно держим столовые приборы» и др. ;
рисование «Моя любимая чашка». Воспитатель, дети
Воспитатель
Декабрь Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», З. Александрова «Купание»; рассматривание с детьми иллюстраций и беседы по ним;
игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. ;
игры-развлечения, досуги, игры-воображения: «Умывается тигрица, а тигрята моют лица…»;
ООД «Учимся быть самостоятельными»;
рисование «Чистюля». Воспитатель, дети
Воспитатель
Январь Чтение художественной литературы, заучивание стихов и потешек, загадывание загадок: Г. Лагздынь «Куклу кормили?», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша»; упражнения с использованием потешек и художественного слова («Водичка-водичка…» «Теплою водою», «Ножками потопали», «Где мой пальчик» и др. ;
проблемные ситуации: «Зоя не складывала на место свою одежду и поэтому не может ее найти, что делать?», «У куклы Светы грязное платье, как ей помочь?» и т. д. ;
сюжетно ролевые игры «Магазин одежды», «Семья» и др. ;
дидактические игры и упражнения на тему: Покажем кукле Лизоньке, как надо складывать одежду перед сном», «Посмотрите, как мы умеем одеваться (раздеваться)»;
рисование «Праздничный стол». Воспитатель, дети
Воспитатель
Февраль Беседы и чтение художественной литературы Е. Благинина «Как у нашей Ирки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла - клади на место!» и др. ;
использование малых форм фольклора в режимных моментах;
дидактические игры: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;
сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «К куклам в гости» и др. ;
аппликация «Столовые приборы»;
сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Парикмахерская»;
проблемные ситуации: «Мишутка испачкался, как сделать его чистым?», «Почему у куклы Лизы грязное полотенце?», «Почему поросенка Наф-нафа не приглашают в гости?» и др. Воспитатель, дети
Воспитатель
Март Беседа и чтение художественной литературы С. Капутикян «Кто скорее допьет?», A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!» и др. ;
дидактические игры: «Мишка именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом», «Как Мишка в гости ходил», «Сервировка стола» и др. ;
рисование «Мойдодыр»;
ООД «Правила культурного поведения за столом»;
дидактические игры и упражнения на тему: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;
развлечение «Мой день рождения». Воспитатель, дети Воспитатель
Апрель Чтение художественной литературы: П. Воронько «Пора спать», В. Берестов «Новый бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место»;
театрализованное представление на тему: «Мы самостоятельные ребята»;
аппликация «Туфельки»;
игры с подвижными картинками (на подвижной ставенке - окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности);
Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки»;
ООД «Учимся быть самостоятельными»;
лепка «Рукавички». Воспитатель, дети, музыкальный
руководитель
Воспитатель, музыкальный руководитель
Май Чтение художественной литературы: И. Горюнова «Этикет для карапузов»,
А. Барто «Игрушки»,
И. Муравейка «Я»; дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Лизу», Что сначала, что потом»;
игровые ситуации: «Учим куклу Ксюшу мыть руки»; «За стол нельзя садиться с грязными …» и др. ;
игры-экспериментирования в сочетании с загадками;
рисование «Душистое мыло»;
фотовыставка: «Мы уже умеем». Воспитатель, дети
Воспитатель
Уровни помощи воспитателя в работе с младшими дошкольниками :
- совместное действие с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием воспитателя;
- частичная помощь воспитателя (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- воспитатель помогает начать действие, а ребенок продолжает и заканчивает его под контролем;
- дошкольник осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию воспитателя;
- дошкольник осуществляет действие сам, если план действия выведен на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке).
Одним из важных направлений деятельности по формированию у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию является работа с родителями.
Таблица 3
План работы с родителями
№ Содержание Сроки
1. Родительское собрание:
«Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста»;
Консультации: «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности»;
Анкетирование родителей;
Выставка художественной и методической литературы. Сентябрь
2. Беседы и консультации: «Для чего необходимо развивать с детства умения по самообслуживанию?», «Как правильно одевать ребенка на прогулку»;
Родительское собрание с участием медицинского работника: «Личная гигиена ребенка»;
подготовка творческих совместных с детьми проектов, педагогический всеобуч и др. ;
Наглядная информация для родителей
«Как приучить ребенка быть аккуратным»;
дни открытых дверей, участие родителей в праздничных мероприятиях и конкурсах. Октябрь
- Декабрь
3. Беседы и консультации: «Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего возраста».
Стендовая информация в групповом уголке: памятка для родителей «Внешний вид ребенка: о чем не стоит беспокоиться»;
консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»;
устный журнал «Наши привычки - привычки наших детей». Январь
- Апрель
4. Индивидуальные беседы: «Развитие самостоятельности детей»;
папка-передвижка «Будем опрятными»;
Родительское собрание: «Самостоятельность ребенка»;
анкетирование родителей. Май
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Относительно детей: повысится уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию; у детей будет развита потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.
Относительно родителей: повысится уровень педагогической компетентности родителей в формировании у детей умений по самообслуживанию; установление тесного взаимодействия воспитателей с родителями.
7. Критерии оценки результативности реализации проекта
Таблица 4
Критерии и показатели сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста
Критерии Показатели
Последовательность Характеризует у ребенка умение выполнять действия по самообслуживанию в определенной последовательности (одеваться и раздеваться, снимать обувь, умываться и т. д.).
Самостоятельность Характеризует у ребенка умение без помощи взрослого выполнять действия по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, мыть руки, лицо, приводить себя в порядок, пользоваться столовыми приборами, убирать за собой игрушки).
Качество выполнения Характеризует умение ребенка не спеша, правильно выполнять действия по самообслуживанию (застегивать пуговицы, шнуровать обувь, одевать ее на нужную ногу; правильное поведение за столом); умение довести начатое дело до конца.
Таблица 5
Уровни сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста
Уровни Показатели
Высокий Характеризуется у ребенка умением выполнять действия по самообслуживанию самостоятельно, последовательно, качественно, при незначительной помощи взрослого. У ребенка выражено стремление преодолеть трудности в процессе выполнения действий по самообслуживанию.
Средний Характеризуется у ребенка тем, что он пытается выполнять действия самостоятельно, но требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов самообслуживания и в контроле качества (одевание обуви на ту ногу, не наизнанку, не задом наперед и т. д.). У ребенка выражено желание самостоятельно справиться с трудностями и самоутвердиться.
Низкий Характеризуется у ребенка полным отсутствием самостоятельности в процессе самообслуживания, ребенок выполняет все действия с помощью взрослого, а точнее за него все делают взрослые, желание все сделать самостоятельно у ребенка отсутствует, ожидает помощи во всех действиях по самообслуживанию.
Примерные диагностические задания:
1. Диагностическая игровая методика «Кукла спешит на прогулку».
Цель – выявить уровень умения последовательности выполнения действий по самообслуживанию у младших дошкольников (последовательного раздевания куклы после прогулки, аккуратного развешивания и складывания ее одежды).
Ход работы:
Материал: набор кукольной одежды, кукла.
1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой. Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще маленькая и сама раздеться не может. Подводит детей к выводу: «Кукле надо помочь раздеться».
2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, как правильно складывать вещи в шкафчик. Дети самостоятельно раздевают после прогулки куклу. Данная игровая методика направлена на выявление развития умений последовательности при раздевании, аккуратного развешивания и складывания вещей, формирование умения застегивать и расстегивать пуговицы, молнию и т. д.
2. Диагностическая игровая методика «Угостим кукол чаем».
Цель - изучение уровня сформированности самостоятельности в процессе самообслуживания у младших дошкольников.
Материал: куклы, кукольная чайная посуда, стол, салфетки.
Ход работы: проводится в виде игры. В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем, спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют и самостоятельно достают кукольную посуду, расстилают скатерть и ставят на стол блюдца, чашки, кладут ложки, салфетки. Воспитатель задает детям вопрос: А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды). Дети расставляют посуду для кукол, «наливают чай» в чашки, угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой.
Данная игровая методика позволяет детям проявить свою самостоятельность в накрывании на стол, кормлении кукол, в аккуратности, ухаживанию за ее внешностью.
3. Метод педагогического наблюдения.
Цель – выявить уровень умений у младших дошкольников качественного, правильного выполнения действий по самообслуживанию.
Наблюдение является основой для оценки развития ребенка. В процессе наблюдения можно получить объективную оценку ситуации в развитии ребенка. Наблюдение позволяет понять особенности и потребности детей. Наблюдение за ребенком во время игровых занятий позволяет увидеть проявления учебных умений и полученных знаний.
В процессе наблюдения прослеживается внешнее проявление поведения ребенка: качество его действий и умений.
При проведении наблюдения и отнесения к определенному уровню развития умений по самообслуживанию у младших дошкольников учитывались оценки по следующим направлениям:
- культура приема пищи;
- одежда - обувь;
- личная гигиена.
Культура приема пищи:
- прием пищи с желанием;
- умение аккуратно принимать пищу: не крошить хлеб, откусывать хлеб от целого куска, не проливать суп на стол, не втягивать жидкость с ложки;
- умение пережевывать пищу;
- умение правильно пользоваться столовыми приборами;
умение пользоваться салфеткой по необходимости, осознание потребности в исполнении.
Одежда – обувь:
- умение одевать или снимать одежду без подсказки или с минимальной помощью;
- умение застегивать пуговицы и молнию на одежде самостоятельно;
- умение бережно относиться к своей одежде: аккуратно складывать свои вещи в шкафчик, вешать одежду на стул, мокрую одежду развешивать на батарее;
- умение самостоятельно обувать и снимать обувь, не путать при одевании;
- умение завязывать шнурки самостоятельно или с незначительной помощью;
- умение бережно и аккуратно относится к своей обуви: самостоятельно ставить обувь в шкаф, если мокрая поставить сушиться.
Личная гигиена:
- умение пользоваться расческой, осознавая необходимость;
- умение пользоваться носовым платком по необходимости;
- умение пользоваться туалетной комнатой.
Система оценок:
3 балла - правильное выполнение действий по самообслуживанию;
2 балла - ребенок справляется с заданием, но с помощью воспитателя;
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Полученные оценки за каждое задание суммируются и соотносятся с тремя уровнями сформированности умений по самообслуживанию у младших дошкольников.
Материальные ресурсы:
- дидактические игры и дидактический материал;
- наглядные пособия, иллюстрации;
- литературные произведения (стихи, сказки, рассказы);
- настольно-печатные игры;
- музыкальные произведения.
Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме проекта.
8. Список литературы
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию : пособие для воспитателей дет. сада и родителей. - М. : Просвещение, 2013. – 125 с.
2. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому. – СПб. : «Паритет», 2011. - 83 с.
3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - синтез, 2014. - 368 с.
4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2010. – 125 с.