Получи документы

Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»

Елена Чабанец
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»
▼ Скачать + Заказать документы

Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте

Проект «Я умею сам

Разработала: Чабанец Е. М.

1. Актуальность проекта. Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Развитие умений по самообслуживанию не происходит само по себе. Данный процесс длительный и требует строгой организации, результаты которой зависят от правильного руководства.

Темочки:

Самообслуживание включает в себя самостоятельное одевание и раздевание в определенной последовательности, гигиены тела, опрятности, умение аккуратного и правильного приема пищи. Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у младших дошкольников общей и мелкой моторики, зрения, слуха внимания, мышления. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуре поведения. Самообслуживание играет определенную важную роль в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

В настоящее время данная проблема является актуальной, так как практика работы в детском саду и ее результаты показывают, что у младших дошкольников слабо развиты умения по самообслуживанию, а это в свою очередь усложняет работу воспитателей. В процессе повседневной работы с младшими дошкольниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение умений по самообслуживанию стало для детей естественным.

Формирование умений по самообслуживанию у младших дошкольников позволяет эффективно решать задачи расширения у них представлений об окружающей действительности, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий по самообслуживанию.

2. Цели и задачи проекта

Цель: формирование умений у младших дошкольников по самообслуживанию.

Задачи:

1) Повысить уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию.

2) Развивать у детей потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.

3) Повысить уровень педагогической компетентности родителей в развитии у младших дошкольников умений по самообслуживанию.

3. Принципы реализации проекта

При выстраивании содержания проекта учитывались следующие принципы:

- интеграции;

- адекватности и возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста;

- систематичности;

- научности (содержание проекта программы построено на научных фактах);

- наглядности (реализуется через доступную и разнообразную развивающую среду);

- доступности (выражается в подборе форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Срок реализации проекта: один год (2018 - 2019 г.).

4. Этапы реализации проекта

Структура проекта включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Таблица 1

Этапы реализации проекта

№ Этапы реализации Содержание Сроки

1. Подготовительный На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной работы, упражнений, разнообразных развивающих игр по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию; осуществляется подборка наглядно материала совместно с родителями, обогащение предметно-развивающей среды в группе; подготовка к организации фотовыставки «Вот что мы умеем!».

Сентябрь

2018 г.

2. Основной Реализация работы по формированию у младших дошкольников умений по самообслуживанию в основных видах деятельности:

а) игровая деятельность: дидактические, словесные, сюжетно – ролевые, настольные, подвижные игры;

б) художественно - продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;

в) речевая деятельность детей: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание и обсуждение иллюстраций;

г) театрализованная деятельность детей;

д) развлекательные мероприятия, праздники и досуги;

е) проблемно - поисковая деятельность: решение проблемных ситуаций, проектирование проблемных ситуаций и их решение. Октябрь

2018 г.

- Апрель

2019 г.

3. Заключительный Диагностика уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию, презентация проекта и организация фотовыставки «Вот что мы умеем!».

Май

2019 г.

Формы и методы работы

Формы работы:

- индивидуальная (отрабатываются отдельные действия и умения по самообслуживанию);

- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации умений по самообслуживанию : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность воспитателя и детей.

Методы работы:

- объяснение и показ отдельных действий (можно сопровождать небольшими стишками);

- напоминание, указание, оценка действий детей (одобрение, поощрение, похвала);

- практическая помощь (используя положительные оценки действий детей);

- упражнения, повтор действий.

5. Пан реализации проекта

Таблица 2

Сроки Мероприятия Участники Ответственные

Октябрь Беседы и ситуативные разговоры с детьми на темы: «Правила поведения за столом», «Кушаем аккуратно» и др. ; чтение детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) :

B. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка»;

настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Сияющие пуговки» и др. ;

игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. Воспитатель, дети

Воспитатель

Ноябрь Беседа и чтение художественной литературы, заучивание стихотворений: И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло»;

рассматривание предметных картинок и беседы по ним на тему: «Одежда», «Обувь», сюжетных картинок «Юля одевает куклу на прогулку», «Дети аккуратно складывают свою одежду» и др. ;

подвижные игры, пальчиковая гимнастика: «Сорока - Ворона», «Дружная семейка», «Улитка», «Котята» и др. ;

лепка «Чайный сервиз»;

игры на внимание: «Что лишнее в одежде», «Найди и назови» и др. ;

игровые ситуации: «Как надо пользоваться салфетками», «Пьем, не проливая», «Правильно держим столовые приборы» и др. ;

рисование «Моя любимая чашка». Воспитатель, дети

Воспитатель

Декабрь Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», З. Александрова «Купание»; рассматривание с детьми иллюстраций и беседы по ним;

игровые упражнения: «Чистые ручки», «Покажем кукле Нине, как мы умеем пользоваться мылом», «Расскажем Ксюше, как надо правильно умываться» и т. д. ;

игры-развлечения, досуги, игры-воображения: «Умывается тигрица, а тигрята моют лица…»;

ООД «Учимся быть самостоятельными»;

рисование «Чистюля». Воспитатель, дети

Воспитатель

Январь Чтение художественной литературы, заучивание стихов и потешек, загадывание загадок: Г. Лагздынь «Куклу кормили?», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша»; упражнения с использованием потешек и художественного слова («Водичка-водичка…» «Теплою водою», «Ножками потопали», «Где мой пальчик» и др. ;

проблемные ситуации: «Зоя не складывала на место свою одежду и поэтому не может ее найти, что делать?», «У куклы Светы грязное платье, как ей помочь?» и т. д. ;

сюжетно ролевые игры «Магазин одежды», «Семья» и др. ;

дидактические игры и упражнения на тему: Покажем кукле Лизоньке, как надо складывать одежду перед сном», «Посмотрите, как мы умеем одеваться (раздеваться)»;

рисование «Праздничный стол». Воспитатель, дети

Воспитатель

Февраль Беседы и чтение художественной литературы Е. Благинина «Как у нашей Ирки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла - клади на место!» и др. ;

использование малых форм фольклора в режимных моментах;

дидактические игры: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;

сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «К куклам в гости» и др. ;

аппликация «Столовые приборы»;

сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Парикмахерская»;

проблемные ситуации: «Мишутка испачкался, как сделать его чистым?», «Почему у куклы Лизы грязное полотенце?», «Почему поросенка Наф-нафа не приглашают в гости?» и др. Воспитатель, дети

Воспитатель

Март Беседа и чтение художественной литературы С. Капутикян «Кто скорее допьет?», A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!» и др. ;

дидактические игры: «Мишка именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом», «Как Мишка в гости ходил», «Сервировка стола» и др. ;

рисование «Мойдодыр»;

ООД «Правила культурного поведения за столом»;

дидактические игры и упражнения на тему: «Как мы помогали зайке Степашке собраться в гости», «Такие разные носочки», «Научим нашу Машу - растеряшу убирать за собой вещи» и др. ;

развлечение «Мой день рождения». Воспитатель, дети Воспитатель

Апрель Чтение художественной литературы: П. Воронько «Пора спать», В. Берестов «Новый бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место»;

театрализованное представление на тему: «Мы самостоятельные ребята»;

аппликация «Туфельки»;

игры с подвижными картинками (на подвижной ставенке - окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности);

Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки»;

ООД «Учимся быть самостоятельными»;

лепка «Рукавички». Воспитатель, дети, музыкальный

руководитель

Воспитатель, музыкальный руководитель

Май Чтение художественной литературы: И. Горюнова «Этикет для карапузов»,

А. Барто «Игрушки»,

И. Муравейка «Я»; дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Лизу», Что сначала, что потом»;

игровые ситуации: «Учим куклу Ксюшу мыть руки»; «За стол нельзя садиться с грязными …» и др. ;

игры-экспериментирования в сочетании с загадками;

рисование «Душистое мыло»;

фотовыставка: «Мы уже умеем». Воспитатель, дети

Воспитатель

Уровни помощи воспитателя в работе с младшими дошкольниками :

- совместное действие с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием воспитателя;

- частичная помощь воспитателя (последнее действие ребенок осуществляет сам);

- воспитатель помогает начать действие, а ребенок продолжает и заканчивает его под контролем;

- дошкольник осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию воспитателя;

- дошкольник осуществляет действие сам, если план действия выведен на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке).

Одним из важных направлений деятельности по формированию у детей младшего дошкольного возраста умений по самообслуживанию является работа с родителями.

Таблица 3

План работы с родителями

№ Содержание Сроки

1. Родительское собрание:

«Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста»;

Консультации: «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности»;

Анкетирование родителей;

Выставка художественной и методической литературы. Сентябрь

2. Беседы и консультации: «Для чего необходимо развивать с детства умения по самообслуживанию?», «Как правильно одевать ребенка на прогулку»;

Родительское собрание с участием медицинского работника: «Личная гигиена ребенка»;

подготовка творческих совместных с детьми проектов, педагогический всеобуч и др. ;

Наглядная информация для родителей

«Как приучить ребенка быть аккуратным»;

дни открытых дверей, участие родителей в праздничных мероприятиях и конкурсах. Октябрь

- Декабрь

3. Беседы и консультации: «Формирование умений по самообслуживанию у детей младшего возраста».

Стендовая информация в групповом уголке: памятка для родителей «Внешний вид ребенка: о чем не стоит беспокоиться»;

консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»;

устный журнал «Наши привычки - привычки наших детей». Январь

- Апрель

4. Индивидуальные беседы: «Развитие самостоятельности детей»;

папка-передвижка «Будем опрятными»;

Родительское собрание: «Самостоятельность ребенка»;

анкетирование родителей. Май

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

Относительно детей: повысится уровень сформированности самостоятельности, последовательности и качества действий по самообслуживанию; у детей будет развита потребность в соблюдении умений по самообслуживанию в повседневной жизни.

Относительно родителей: повысится уровень педагогической компетентности родителей в формировании у детей умений по самообслуживанию; установление тесного взаимодействия воспитателей с родителями.

7. Критерии оценки результативности реализации проекта

Таблица 4

Критерии и показатели сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста

Критерии Показатели

Последовательность Характеризует у ребенка умение выполнять действия по самообслуживанию в определенной последовательности (одеваться и раздеваться, снимать обувь, умываться и т. д.).

Самостоятельность Характеризует у ребенка умение без помощи взрослого выполнять действия по самообслуживанию (одеваться, раздеваться, мыть руки, лицо, приводить себя в порядок, пользоваться столовыми приборами, убирать за собой игрушки).

Качество выполнения Характеризует умение ребенка не спеша, правильно выполнять действия по самообслуживанию (застегивать пуговицы, шнуровать обувь, одевать ее на нужную ногу; правильное поведение за столом); умение довести начатое дело до конца.

Таблица 5

Уровни сформированности умений по самообслуживанию у детей младшего дошкольного возраста

Уровни Показатели

Высокий Характеризуется у ребенка умением выполнять действия по самообслуживанию самостоятельно, последовательно, качественно, при незначительной помощи взрослого. У ребенка выражено стремление преодолеть трудности в процессе выполнения действий по самообслуживанию.

Средний Характеризуется у ребенка тем, что он пытается выполнять действия самостоятельно, но требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов самообслуживания и в контроле качества (одевание обуви на ту ногу, не наизнанку, не задом наперед и т. д.). У ребенка выражено желание самостоятельно справиться с трудностями и самоутвердиться.

Низкий Характеризуется у ребенка полным отсутствием самостоятельности в процессе самообслуживания, ребенок выполняет все действия с помощью взрослого, а точнее за него все делают взрослые, желание все сделать самостоятельно у ребенка отсутствует, ожидает помощи во всех действиях по самообслуживанию.

Примерные диагностические задания:

1. Диагностическая игровая методика «Кукла спешит на прогулку».

Цель – выявить уровень умения последовательности выполнения действий по самообслуживанию у младших дошкольников (последовательного раздевания куклы после прогулки, аккуратного развешивания и складывания ее одежды).

Ход работы:

Материал: набор кукольной одежды, кукла.

1. Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой. Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще маленькая и сама раздеться не может. Подводит детей к выводу: «Кукле надо помочь раздеться».

2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, как правильно складывать вещи в шкафчик. Дети самостоятельно раздевают после прогулки куклу. Данная игровая методика направлена на выявление развития умений последовательности при раздевании, аккуратного развешивания и складывания вещей, формирование умения застегивать и расстегивать пуговицы, молнию и т. д.

2. Диагностическая игровая методика «Угостим кукол чаем».

Цель - изучение уровня сформированности самостоятельности в процессе самообслуживания у младших дошкольников.

Материал: куклы, кукольная чайная посуда, стол, салфетки.

Ход работы: проводится в виде игры. В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем, спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют и самостоятельно достают кукольную посуду, расстилают скатерть и ставят на стол блюдца, чашки, кладут ложки, салфетки. Воспитатель задает детям вопрос: А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды). Дети расставляют посуду для кукол, «наливают чай» в чашки, угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой.

Данная игровая методика позволяет детям проявить свою самостоятельность в накрывании на стол, кормлении кукол, в аккуратности, ухаживанию за ее внешностью.

3. Метод педагогического наблюдения.

Цель – выявить уровень умений у младших дошкольников качественного, правильного выполнения действий по самообслуживанию.

Наблюдение является основой для оценки развития ребенка. В процессе наблюдения можно получить объективную оценку ситуации в развитии ребенка. Наблюдение позволяет понять особенности и потребности детей. Наблюдение за ребенком во время игровых занятий позволяет увидеть проявления учебных умений и полученных знаний.

В процессе наблюдения прослеживается внешнее проявление поведения ребенка: качество его действий и умений.

При проведении наблюдения и отнесения к определенному уровню развития умений по самообслуживанию у младших дошкольников учитывались оценки по следующим направлениям:

- культура приема пищи;

- одежда - обувь;

- личная гигиена.

Культура приема пищи:

- прием пищи с желанием;

- умение аккуратно принимать пищу: не крошить хлеб, откусывать хлеб от целого куска, не проливать суп на стол, не втягивать жидкость с ложки;

- умение пережевывать пищу;

- умение правильно пользоваться столовыми приборами;

умение пользоваться салфеткой по необходимости, осознание потребности в исполнении.

Одежда – обувь:

- умение одевать или снимать одежду без подсказки или с минимальной помощью;

- умение застегивать пуговицы и молнию на одежде самостоятельно;

- умение бережно относиться к своей одежде: аккуратно складывать свои вещи в шкафчик, вешать одежду на стул, мокрую одежду развешивать на батарее;

- умение самостоятельно обувать и снимать обувь, не путать при одевании;

- умение завязывать шнурки самостоятельно или с незначительной помощью;

- умение бережно и аккуратно относится к своей обуви: самостоятельно ставить обувь в шкаф, если мокрая поставить сушиться.

Личная гигиена:

- умение пользоваться расческой, осознавая необходимость;

- умение пользоваться носовым платком по необходимости;

- умение пользоваться туалетной комнатой.

Система оценок:

3 балла - правильное выполнение действий по самообслуживанию;

2 балла - ребенок справляется с заданием, но с помощью воспитателя;

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Полученные оценки за каждое задание суммируются и соотносятся с тремя уровнями сформированности умений по самообслуживанию у младших дошкольников.

Материальные ресурсы:

- дидактические игры и дидактический материал;

- наглядные пособия, иллюстрации;

- литературные произведения (стихи, сказки, рассказы);

- настольно-печатные игры;

- музыкальные произведения.

Информационные ресурсы: научно-методическая литература по теме проекта.

8. Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию : пособие для воспитателей дет. сада и родителей. - М. : Просвещение, 2013. – 125 с.

2. Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Помоги мне сделать самому. – СПб. : «Паритет», 2011. - 83 с.

3. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - синтез, 2014. - 368 с.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2010. – 125 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Мастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрастеМастер-класс «Все умею делать сам!» Использование алгоритмов в организации элементарного бытового труда в младшем возрасте Уважаемые коллеги, позвольте поделиться с вами своим опытом по организации элементарного бытового труда с использованием алгоритмов. Цель.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 12:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообслуживание в младшем дошкольном возрасте «Я умею сам»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чабанец (УИ 284136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД