вера полкунова
Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным.
Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание.
Самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком).
Публикация «Самообслуживание и его роль в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Работая в группе раннего возраста, поставила перед собой следующую цель: формировать навыки самообслуживания у детей раннего возраста на занятиях и в режимных моментах.
Для достижения цели наметила следующие задачи:
· изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
· проанализировать уровень овладения навыками самообслуживания детей раннего возраста;
· создавать в группе необходимые условия для формирования у детей навыков самообслуживания (соблюдать режим дня, обеспечить оборудованием и дидактическим материалом);
· разработать перспективный план занятий по формированию навыков самообслуживания;
· разработать рекомендации для родителей
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста – процесс длительный, поэтому необходимо использовать все режимные моменты: кормление, умывание, одевание и раздевание перед сном, после сна, на улицу.
В своей работе, для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, применяю разнообразные методы.
1. Метод показа
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.
Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.
Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
2. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.
Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Для этого я использую метод практического действия (упражнения)
3. Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.
Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
4. Дети в любом действии стараются поиграть. Игровой метод повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности. Любовь к игре значительно повысит интерес детей к самообслуживанию, особенно если ребенок заупрямился и не хочет выполнять что – либо. Такие игры как "Научим куклу Таню мыть руки", "Научим Катю одевать вещи правильно" позволяет закрепить представления о последовательности действий и способах самоконтроля.
5. Организованные НОД, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихов, потешек, песенок, вызывает у детей желание умываться и помогает сделать для них этот процесс лёгким и приятным. В этом мне помогает худ. литература
Пошаговое усложнение требований поддерживает интерес ребенка к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогают детям наклеенные картинки- схемы с изображением одежды и обуви, обеспечивающие рациональную очередность действий.
И так, самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Родители, хоть и понимают значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
Провожу работу среди родителей. Оформила папку – передвижку на тему «Значение самообслуживания, «О совместном труде взрослых и детей», провела консультацию на тему:» Труд – лучший воспитатель».
Дети свободные от опеки взрослых более самостоятельные и уверенные в своих силах. Никогда не нужно делать за ребёнка то, что он может сделать сам, - это должно стать правилом каждого взрослого, если он хочет сформировать у ребёнка активность, инициативу, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Таким образом, основной особенностью самообслуживающего труда детей раннего возраста является направленность на себя, а результатом – умение обслуживать себя.