Людмила Захарова
Самообразование воспитателя старшей группы на 2016–2017 год
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование воспитателя Захаровой Л. В.
на 2016-2017год
Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности по вопросу патриотического воспитания детей и приобщения их к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель);
Публикация «Самообразование воспитателя старшей группы на 2016–2017 год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
2. систематизировать изученную литературу.
3. учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
4. составить перспективный план работы по данному направлению, сделать подборку практического материала для реализации данного направления с детьми старшей группы компенсирующего вида.
Актуальность
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
Изучение литературы по народно – декоративно - прикладному искусству.
Составление перспективного плана работы по ознакомлению с народными промыслами на 2016-2017уч. год
Разработка конспектов занятий, подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание презентаций «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Сказочная гжель», «Золотая моя хохлома»
Подбор стихов, пословиц, поговорок по теме.
Создание развивающей среды.
Практический этап.
Проведение тематических занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» (Чумичева с.).
«Речевое развитие»
Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Развитие речи» с. 48–50.
Заучивание небылицы «Богат Ермошка»
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
- «Подбери тень»
-«Найди пару»
-«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
-лото «Хохлома»
Роспись дымковские барышни
«Роспись досок. Городецкая роспись».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала
Укрась тарелочку. Хохлома
Рисование матрешки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.
Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”
«Познавательное развитие»
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки»
Региональный компонент
Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки. Цель: развивать интерес к казачьей жизни и фольклору. П/и «Краски», «Коршун»
Взаимодействие с родителями и социумом
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Азовский краеведческий музей заповедник.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Презентация опыта работы на ММО на тему «Сказочная Гжель».
Разучивание стихов, пословиц поговорок по теме.
Выставки детских рисунков по мотивам народных росписей: «Мы ребята мастеровые, у нас игрушки расписные», «Сказочная гжель», «Золотая моя хохлома».
Выставка детских работ городецкой росписи.
Оформление группы к Новому 2017 году элементами хохломской росписи. Участие в оформлении зала к праздникам с использованием прикладного искусства.
Итоговый этап.
Результативность
1. Перспективный план ознакомления детей старшей группы с элементами народно-декоративного творчества «Краса ненаглядная».
2. Подборка дидактических игр, презентаций, сценариев занятий и развлечений, стихов, пословиц, поговорок
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод: без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Итог: В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Литература
Алёшина С. И. «Патриотическое воспитание дошкольников» Просвещение,2010
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.