Тамара Грузинова
Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать
Самообразование воспитателя подготовительной группы
на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Публикация «Самообразование воспитателя подготовительной группы „Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Цели:
- разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности;
- формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства;
- развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность;
- формирование творческой личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
- осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
- развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:
1. Чтение и совместный анализ сказок.
2. Проигрывание отрывка из сказок.
3. Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
4. Словесные, настольные и подвижные игры.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Пальчиковые игры со словами.
8. Разучивание чистоговорок.
Перспективный план
Тема Цель
Сентябрь
Беседа «Здравствуй театр»
Игры «Подарки для куклы», «На что это похоже»
Продолжать знакомить с волшебным миром театра.
Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.
Октябрь
Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Инсценировка сказки «Рукавичка»
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Ноябрь
Чтение зимних стихотворений наизусть - основа актёрского мастерства Продолжать учить рассказывать сихотворения выразительно, проникновенно.
Декабрь
«Зимовье зверей» разыгрывание сказки
Театрализованные этюды «Зимушка, зима!» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели).
Январь
Моделирование сказки «Три медведя»
Моделирование сказки «Заюшкина избушка»
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных.
Февраль
Этюды «Зеркало»
Игры с разными видами театров «Придумай сказку». Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Март
Театрализованные этюды «Весна!»
Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»
Жесты – этюды на выразительность жестов. Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов.
Апрель
Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
Чтение стихов о весне.
Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно.
Май
Беседа «Разнообразие театров» Инсценировка сказки «Муха – цокотуха» Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Правила работы с детьми
1. Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
2. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
3. Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
4. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Дети будут знать и уметь:
- уметь самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки;
- снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- научатся запоминать и описывать любого героя;
- строить простейший диалог;
- распределять между собой обязанности и роли.
Взаимодействие с родителями.
1. Изготовление костюмов для постановок, утренников.
2. Пополнение и оснащение группового уголка театрализации необходимыми материалами и пособиями.
Подготовка информации для родителей по следующим темам:
Консультации «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Развитие у детей сценического искусства»; «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»;
Буклет «Как поддержать интерес к театру».
Итоговая инсценировка сказки «Муха - цокотуха»