Вера
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 комбинированного вида»
Самообразование
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Воспитатель: Карташева В. Б.
д. Батово 2020
Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
Актуальность выбранной темы
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры» размещена в разделах
Актуальность определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа. Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40 годов XX века - считалось правилом хорошего тона знать творчество своего народа.
Старая поговорка гласит : «Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.
На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с народными традициями развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.
Вот поэтому в воспитании детей в решила опираться на музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение, туризм. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает лучшие патриотические качества.
Образовательная деятельность выстроена в увлекательной для дошкольников форме. Она не похожа на стандартный учебный процесс.
- Главный принцип — движение от частного к общему, от простого к сложному.
- При выборе исторического материала ориентируюсь на детскую аудиторию.
- Опираюсь на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремиться познавать окружающее через творческую деятельность.
- Уделено большое внимание практическим формам познания: мастер-классам, экскурсиям, самостоятельной работе с предметами народного быта, участию в народных праздниках, играх, обрядах.
- Включение в работу по возможности всех органов чувств ребенка (тактильные ощущения, осязание, обоняние, слух, зрение).
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей, через приобщение к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народными промыслами, игрушками, играми, предметами быта, традиционными и обрядовыми праздниками, фольклором, профессиями. Расширять представления о разнообразии народного искусства : музыка, литература, живопись и пр.
2. Воспитывать патриотические, духовно-нравственные качества дошкольников, пробуждать интерес к русской народной культуре.
3. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; умение самостоятельно создавать художественные образы.
4. Расширять сетевое взаимодействие с библиотекой д. Батово.
План работы по приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры
Сентябрь «На пути к музею»
1 неделя Диагностика
2 неделя «На пути к музею»
Экскурсия в глубину веков (деревня, село – отличие)
Презентация о музее «Усадьба Рождествено»
3 неделя «Дом начало всех начал: любви, добра труда и света!» Экскурсия в музей «Русская изба». Загадки, пословицы о крестьянском труде и быте
4 неделя Календарь
Рассказ об истории времяисчисления. Что такое календарь? Для чего он нужен? Земледельческий календарь. Народные приметы.
Октябрь «Мир русской деревни»
1 неделя Быт и основные занятия русских людей Рассказ– красный угол (правила и обычаи, рушник и обычаи украшать рушниками иконы. Голубок – символ Святого Духа.
Поделка – голубок из бумаги.
2 неделя Предметы обихода и
мебель внутреннего убранства избы Рассказ – лавка и скамья, стол, сундук, кровать и ее убранство: подзоры, накидки, подушки.
Миска ложка, блюдо, рукомойник, жбан, корзинка, короб
История ложки - презентация
3 неделя «Откуда хлеб пришел» Беседа «Путь зернышка до хлеба»
«Печка – матушка» (ее устройство, печной угол - женская половина дома, печные жители –кочерга, помело, хлебная лопата) (замес теста)
4 неделя 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы Значение праздника, слушание перезвона колоколов, зарисовки «Узоры Покрова»
Ноябрь «Мир крестьянского дома»
1 неделя Древняя Русь Места проживания наших предков. Мы – русские. Откуда пошло название нашей родины –Русь.
2 неделя Чудо жилище – «Русская изба» История возникновения деревянных домов на Руси, интерьер, предметы обихода. Презентация
3 неделя «Ты гори моя лучина» Рассказ о старинных источниках света.
Выставка старинных ламп
4 неделя Сказ о колыбели, да прялке (веретено) Фольклор от самой колыбели,
пение колыбельных. Откуда берется шерсть? Выставка вязаных вещей
Декабрь «По одежке встречают»
1 неделя Из истории мужской и женской одежды
«Путешествие в прошлое костюма» Классификация народного костюма. Рассматривание репродукций. Поверья, обычаи и обряды, связанные с одеждой
Показ – зипуп, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, головные уборы
2 неделя Знакомство с ткацким станком
Мини – выставка: полотенца, домотканые половики, мерный лапоть
Ткацкий станок
3 неделя «От рубеля до утюга» Рассказ о различных способами глажения белья на Руси. Загадывание загадок о предметах обихода. Рассматривание картин
4 неделя Новый год на Руси. Рассказ о праздновании Нового года на Руси. Снегурочка внучка Деда Мороза. История новогоднего костюма деда Мороза.
Январь «Всякая душа – празднику рада»
2 неделя «Коляда, коляда пришла – отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках, пение колядок.
Мультфильм о Рождестве, прослушивание детских колядок в записи
3 неделя «Храм и церковь моего села». Рождественские колокола Понятие «архитектура». Фото (презентация) Храма
4 неделя Из истории русской кухни – национальные блюда. Рассказ о русской кухне, о глиняном горшочке.
Лепка глиняного горшка
Февраль «Там чудеса, там леший бродит»
1 неделя «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Рассказ о том, как празднуется масленица на Руси
2 неделя «На печи лежим, сказки слушаем» «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? Показ сказки (театр)
3 неделя «На героя слава бежит» Рассказ о русских богатырях.
Былины, как форма русского народного фольклора. Показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.
4 неделя «Пыхчу, пыхчу – чаем напоить хочу» Рассказ о самоварах. Чаепитие на Руси.
Март «Русские народные музыкальные инструменты»
1 неделя «Русская балалайка» Презентация. Слушание игры на балалайке
2 неделя «Гусли, скоморохи, бубен, трещотки, ложки, рубец -русские народные инструменты» Презентация. Мини –выставка музыкальных инструментов
3 неделя «Живет в народе песня» Беседа о русской народной песне –муз. -бытовые инструменты
4 неделя Оркестр Выступление детей
Апрель «Дело мастера боится»
1 неделя «Пасха» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе
2 неделя «Кузнечное дело» Знакомство с ремеслом кузнеца
3 неделя «Филимоновская игрушка - свистулька» Рассказ о творчестве филимоновских мастеров. Расширить представление о народной игрушке, элементы росписи
4 неделя Гончарные мастеровые Знакомство с ремеслом гончаров
Май «Край родной навек любимый»
1 неделя «Про отцов и дедов помнить от века завешано…» Экскурсия к мемориалу. «Музей в чемодане» - экспозиция на военную тему
2 неделя Наша «малая Родина» – место, где я родился. Беседа о родном поселке. Просмотр видео фильма «Наследие деревни Батово»
3 неделя «В гости к Пушкину» Мини – выставка о творчестве поэта.
Чтение стихов.
4 неделя Прощание с «избой» Чаепитие
Организация образовательного процесса
Совместная деятельность детей и взрослых Организованные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, проводимые как в группе, так и музее ДОУ; образовательная деятельность в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми.
Организация различных видов детской деятельности или интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по углублению знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях приобщению к истокам русской народной культуры.
Взаимодействие с семьей Родители детей активно привлекаются к совместной работе:
- консультации и актуальная информация в родительский уголок;
- организация развлечений, мастер-классов;
- индивидуальные консультации, выставки творчества.
Взаимодействие с
Социальными
партнёрами - взаимосвязь с Батовской библиотекой,
- с Домом культуры д. Батово.
Самостоятельная
деятельность
детей Организуется в режимные моменты, по желанию детей.
Формы работы с детьми:
• беседы;
• организованные интегрированные занятия;
• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• дидактические игры;
• работа с различными художественными материалами;
• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• использование народных игр, в том числе хороводов.
Учебно-методические материалы
1. Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. - СПб. : «Детство-Пресс», 2014.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре Росии. – М. : «Аркти». 2003.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, Корепанова О. Н. и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010.
5. Куприна А. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. : «Детство-Пресс», 2015.
Котова И. Н, Котова А. С Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб, «Паритет». 2017.
6. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. - СПб. : «Детство-Пресс», 2015.
7. Леонова Н. Н. Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями. - СПб. : «Детство-Пресс», 2016.
Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : «Детство-пресс», 2013.
8. Медведева М. М. Русские народные игры-хороводы.
9. Медведева М. Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста.
10. Максимова Е. Глина. Путешествие в комнатных тапочках: М. : Издательство «Настя и Никита», 2015.
11. Науменко Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.
12. Некрасова-Каратеева О. Л. Учимся лепить. Книжка-помощница. – 2-е изд., испр. – СПб. : Нестор-История, 2012.
Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997
13. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Н. Н. Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
14. Поверин А. И. Русская народная глиняная игрушка : Учебно-методическое пособие. – М. : Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017.
15. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М. : «Знание». 1984.
16. Стрельникова Л. Поделки из глины: тетрадь (для детей 5 – 9 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.
17. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство-пресс», 2013.
18. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. – М. : «Просвещение», 1972.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию работы дошкольник характеризуется :
- устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера;
- сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);
- осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;
- овладением речью, т. е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;
- использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т. д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.
Использует в активной речи потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, дразнилки, корилки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает историю возникновения села. Знает символы России
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Знает и умеет называть народные праздники и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские, знаком со многими предметами быта.
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Диагностическая карта
ФИ ребенка Использует в речи некоторые малые фольклорные формы (дразнилки, корилки, считалкипословицы, поговорки) Называет многие предметы быта, знаком с народным костюмом Знает народные приметы, соотносит с увиденным в природе, делает умозаключения Знает и называет предметы народных промыслов
(Дымка.
Хохлома, Городец, Гжель) Может украшать изделия тесьмой и пр., изготавливать тряпичных кукол Знает несколькоподвижных и хороводных народные игр, может объяснить правила Знает историю возникновения села.
Знает символы России Знает былинных героев, узнает их в произведениях Знает и называет народна праздники, умеет объяснить его историю и когда бывает
сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен ян
Критерии оценки:
1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо-щью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.