Получи документы

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры

Вера
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 комбинированного вида»

Самообразование

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

Воспитатель: Карташева В. Б.

д. Батово 2020

Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

Актуальность выбранной темы

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры» размещена в разделах

Актуальность определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В этой связи народный язык начинает терять свою эмоциональность. Наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре, творчеству русского народа. Материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня возникает необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40 годов XX века - считалось правилом хорошего тона знать творчество своего народа.

Старая поговорка гласит : «Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого.

На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с народными традициями развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.

Вот поэтому в воспитании детей в решила опираться на музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение, туризм. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает лучшие патриотические качества.

Образовательная деятельность выстроена в увлекательной для дошкольников форме. Она не похожа на стандартный учебный процесс.

- Главный принцип — движение от частного к общему, от простого к сложному.

- При выборе исторического материала ориентируюсь на детскую аудиторию.

- Опираюсь на чувственное восприятие и активность ребенка, который стремиться познавать окружающее через творческую деятельность.

- Уделено большое внимание практическим формам познания: мастер-классам, экскурсиям, самостоятельной работе с предметами народного быта, участию в народных праздниках, играх, обрядах.

- Включение в работу по возможности всех органов чувств ребенка (тактильные ощущения, осязание, обоняние, слух, зрение).

Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей, через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с народными промыслами, игрушками, играми, предметами быта, традиционными и обрядовыми праздниками, фольклором, профессиями. Расширять представления о разнообразии народного искусства : музыка, литература, живопись и пр.

2. Воспитывать патриотические, духовно-нравственные качества дошкольников, пробуждать интерес к русской народной культуре.

3. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; умение самостоятельно создавать художественные образы.

4. Расширять сетевое взаимодействие с библиотекой д. Батово.

План работы по приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

Сентябрь «На пути к музею»

1 неделя Диагностика

2 неделя «На пути к музею»

Экскурсия в глубину веков (деревня, село – отличие)

Презентация о музее «Усадьба Рождествено»

3 неделя «Дом начало всех начал: любви, добра труда и света!» Экскурсия в музей «Русская изба». Загадки, пословицы о крестьянском труде и быте

4 неделя Календарь

Рассказ об истории времяисчисления. Что такое календарь? Для чего он нужен? Земледельческий календарь. Народные приметы.

Октябрь «Мир русской деревни»

1 неделя Быт и основные занятия русских людей Рассказ– красный угол (правила и обычаи, рушник и обычаи украшать рушниками иконы. Голубок – символ Святого Духа.

Поделка – голубок из бумаги.

2 неделя Предметы обихода и

мебель внутреннего убранства избы Рассказ – лавка и скамья, стол, сундук, кровать и ее убранство: подзоры, накидки, подушки.

Миска ложка, блюдо, рукомойник, жбан, корзинка, короб

История ложки - презентация

3 неделя «Откуда хлеб пришел» Беседа «Путь зернышка до хлеба»

«Печка – матушка» (ее устройство, печной угол - женская половина дома, печные жители –кочерга, помело, хлебная лопата) (замес теста)

4 неделя 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы Значение праздника, слушание перезвона колоколов, зарисовки «Узоры Покрова»

Ноябрь «Мир крестьянского дома»

1 неделя Древняя Русь Места проживания наших предков. Мы – русские. Откуда пошло название нашей родины –Русь.

2 неделя Чудо жилище – «Русская изба» История возникновения деревянных домов на Руси, интерьер, предметы обихода. Презентация

3 неделя «Ты гори моя лучина» Рассказ о старинных источниках света.

Выставка старинных ламп

4 неделя Сказ о колыбели, да прялке (веретено) Фольклор от самой колыбели,

пение колыбельных. Откуда берется шерсть? Выставка вязаных вещей

Декабрь «По одежке встречают»

1 неделя Из истории мужской и женской одежды

«Путешествие в прошлое костюма» Классификация народного костюма. Рассматривание репродукций. Поверья, обычаи и обряды, связанные с одеждой

Показ – зипуп, душегрея, кафтан, сарафан, рубаха, головные уборы

2 неделя Знакомство с ткацким станком

Мини – выставка: полотенца, домотканые половики, мерный лапоть

Ткацкий станок

3 неделя «От рубеля до утюга» Рассказ о различных способами глажения белья на Руси. Загадывание загадок о предметах обихода. Рассматривание картин

4 неделя Новый год на Руси. Рассказ о праздновании Нового года на Руси. Снегурочка внучка Деда Мороза. История новогоднего костюма деда Мороза.

Январь «Всякая душа – празднику рада»

2 неделя «Коляда, коляда пришла – отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках, пение колядок.

Мультфильм о Рождестве, прослушивание детских колядок в записи

3 неделя «Храм и церковь моего села». Рождественские колокола Понятие «архитектура». Фото (презентация) Храма

4 неделя Из истории русской кухни – национальные блюда. Рассказ о русской кухне, о глиняном горшочке.

Лепка глиняного горшка

Февраль «Там чудеса, там леший бродит»

1 неделя «Масленица – Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Рассказ о том, как празднуется масленица на Руси

2 неделя «На печи лежим, сказки слушаем» «Нет сказки без правды» - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? Показ сказки (театр)

3 неделя «На героя слава бежит» Рассказ о русских богатырях.

Былины, как форма русского народного фольклора. Показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.

4 неделя «Пыхчу, пыхчу – чаем напоить хочу» Рассказ о самоварах. Чаепитие на Руси.

Март «Русские народные музыкальные инструменты»

1 неделя «Русская балалайка» Презентация. Слушание игры на балалайке

2 неделя «Гусли, скоморохи, бубен, трещотки, ложки, рубец -русские народные инструменты» Презентация. Мини –выставка музыкальных инструментов

3 неделя «Живет в народе песня» Беседа о русской народной песне –муз. -бытовые инструменты

4 неделя Оркестр Выступление детей

Апрель «Дело мастера боится»

1 неделя «Пасха» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе

2 неделя «Кузнечное дело» Знакомство с ремеслом кузнеца

3 неделя «Филимоновская игрушка - свистулька» Рассказ о творчестве филимоновских мастеров. Расширить представление о народной игрушке, элементы росписи

4 неделя Гончарные мастеровые Знакомство с ремеслом гончаров

Май «Край родной навек любимый»

1 неделя «Про отцов и дедов помнить от века завешано…» Экскурсия к мемориалу. «Музей в чемодане» - экспозиция на военную тему

2 неделя Наша «малая Родина» – место, где я родился. Беседа о родном поселке. Просмотр видео фильма «Наследие деревни Батово»

3 неделя «В гости к Пушкину» Мини – выставка о творчестве поэта.

Чтение стихов.

4 неделя Прощание с «избой» Чаепитие

Организация образовательного процесса

Совместная деятельность детей и взрослых Организованные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, проводимые как в группе, так и музее ДОУ; образовательная деятельность в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми.

Организация различных видов детской деятельности или интеграция с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных задач.

В режимные моменты осуществляется работа по углублению знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях приобщению к истокам русской народной культуры.

Взаимодействие с семьей Родители детей активно привлекаются к совместной работе:

- консультации и актуальная информация в родительский уголок;

- организация развлечений, мастер-классов;

- индивидуальные консультации, выставки творчества.

Взаимодействие с

Социальными

партнёрами - взаимосвязь с Батовской библиотекой,

- с Домом культуры д. Батово.

Самостоятельная

деятельность

детей Организуется в режимные моменты, по желанию детей.

Формы работы с детьми:

• беседы;

• организованные интегрированные занятия;

• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• дидактические игры;

• работа с различными художественными материалами;

• развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• использование народных игр, в том числе хороводов.

Учебно-методические материалы

1. Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. - СПб. : «Детство-Пресс», 2014.

2. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре Росии. – М. : «Аркти». 2003.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, Корепанова О. Н. и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : «Детство-Пресс», 2010.

5. Куприна А. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб. : «Детство-Пресс», 2015.

Котова И. Н, Котова А. С Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб, «Паритет». 2017.

6. Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. - СПб. : «Детство-Пресс», 2015.

7. Леонова Н. Н. Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями. - СПб. : «Детство-Пресс», 2016.

Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : «Детство-пресс», 2013.

8. Медведева М. М. Русские народные игры-хороводы.

9. Медведева М. Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста.

10. Максимова Е. Глина. Путешествие в комнатных тапочках: М. : Издательство «Настя и Никита», 2015.

11. Науменко Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.

12. Некрасова-Каратеева О. Л. Учимся лепить. Книжка-помощница. – 2-е изд., испр. – СПб. : Нестор-История, 2012.

Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997

13. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Н. Н. Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники. – М. : Центр педагогического образования, 2007.

14. Поверин А. И. Русская народная глиняная игрушка : Учебно-методическое пособие. – М. : Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017.

15. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М. : «Знание». 1984.

16. Стрельникова Л. Поделки из глины: тетрадь (для детей 5 – 9 лет). – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016.

17. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «Детство-пресс», 2013.

18. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. – М. : «Просвещение», 1972.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К окончанию работы дошкольник характеризуется :

- устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера;

- сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

- осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

- овладением речью, т. е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

- использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т. д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Использует в активной речи потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, дразнилки, корилки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает историю возникновения села. Знает символы России

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.

Знает и умеет называть народные праздники и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские, знаком со многими предметами быта.

Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).

Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.

Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Диагностическая карта

ФИ ребенка Использует в речи некоторые малые фольклорные формы (дразнилки, корилки, считалкипословицы, поговорки) Называет многие предметы быта, знаком с народным костюмом Знает народные приметы, соотносит с увиденным в природе, делает умозаключения Знает и называет предметы народных промыслов

(Дымка.

Хохлома, Городец, Гжель) Может украшать изделия тесьмой и пр., изготавливать тряпичных кукол Знает несколькоподвижных и хороводных народные игр, может объяснить правила Знает историю возникновения села.

Знает символы России Знает былинных героев, узнает их в произведениях Знает и называет народна праздники, умеет объяснить его историю и когда бывает

сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен янв сен ян

Критерии оценки:

1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо-щью взрослого,

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры
Опубликовано: 1 октября 2021 в 07:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД