Наталья Яковлева
Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Василий Александрович Сухомлинский
Цели.
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».
Задачи.
Публикация «Самообразование по теме: „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
• Развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
• Развивать общую двигательную активность;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Актуальность. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Слайд. Рисование ладошками и пальчиками развивает воображение, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие. Воспитывает аккуратность в работе с красками, эмоциональную отзывчивость.
Слайд. Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Они обладают гибкостью, лёгкостью и способны держать объём. Из них можно делать разные поделки. Путём сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые мы используем для создания аппликации. Этот вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику рук малышей, а также фантазию, внимание и эстетический вкус.
Слайд. Занятия лепкой помогают малышам развивать художественное воображение, мелкую моторику рук, развивают координацию движений, а также внимание и наблюдательность.
Слайд. Пластилинография обладает для малышей ещё большей привлекательностью, потому что малыши даже не подозревают, что с помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но ещё и рисовать чудесные картины.
Слайд. Развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности, формировать умение выполнять простые рисунки на манке с помощью своих пальчиков.
Слайд. Упражнения с массажными мячиками Су-Джок.
Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша и играть с ним в пальчиковые игр. Очень полезны в таких играх массажные мячики. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массажирует кончики пальцев ребёнка закруглёнными шипами, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.
Нормализует мышечный тонус, стимулирует речевые области в коре головного мозга. Развивает связную речь детей, память, внимание.
Слайд. Учимся аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы. Развитие мелкой моторики.
Слайд. Дидактическая игра по сенсорному развитию «Разложи фигурки по цвету» Игра помогает развивать мелкую моторику рук.
Слайд. Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования.
Действия с подобными игрушками способствуют развитию движений пальцев рук, мелкой моторики а также развитию речи ребёнка.
Игры с матрёшками помогают совершенствовать тактильные ощущения. Развивают мелкую моторику рук. Учат детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Слайд. Формировать у детей представления о цвете; упражнять в умении быстро находить фигурку заданного цвета; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Способствовать развитию мелкой моторики.