Милана Муртазалиева
Самообразование «Развитие диалоговой речи детей посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие диалоговой речи детей посредством театральной деятельности»
Пояснительная записка
Речь является одной из основных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Диалог – это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, связанная с речью собеседника в содержательном и структурном отношении.
Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре - театру. Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
В настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевогообщения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам
Актуальность
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общейсистеме работы с детьми. Использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями. Поэтому тема «Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» считаю актуальной.
Цель: создать условия для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.
Задачи для педагога:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Оформить в группе уголок «Развитие речи и театрализация»
3. Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
4. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.
5. Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.
Задачи для детей :
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
• Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Практическая значимость.
Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц Тема Цель
Сентябрь 1. Что такое театр?
2. Главные волшебники театра : актеры и режиссер (театральная игра «Актер и режиссер»)
3. Волшебники театра : гример, портной (игры «В мастерской гримера», «В мастерской актера»)
4. Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я? Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал.
Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.
Продолжить знакомство с миром театральных профессий, познакомить с профессиями гримера и портного, показать мастер-класс, организовать мини-мастерские по созданию театрального грима и театрального костюма.
Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Октябрь 1. Вокальная мимика: игра «В доме моем тишина», упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».
2. Мимика. Игра «Подбери маску»
3. Жесты. Этюды на)
4. Пантомимика. Игры «Походка», «Кто я?», «Сказка».
Развивать эмоциональный мир ребенка, активизировать умения чувствовать настроение, сопереживать персонажам, показать необходимость выразительности речи для создания образа персонажа и выражения его характера на сцене.
Продолжить развитие эмоционального мира ребенка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния, определять их по пиктограммам - «маскам».
Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов; развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.
Учить детей, не говоря ни одного слова, с помощью языка выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, занятия.
Ноябрь 1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
2. Сюжетно-ролевая игра «Дядя Степа»
3. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, жест, мимику, движения.
Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Развивать социально-нравственные качества, учить быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.
Декабрь 1. Чтение пьесы Л. Поляк «Репка»
2. Импровизация русской народной сказки «Репка»
3. Репетиция пьесы «Репка»
4. Играем пьесу «Репка» Развивать речь детей, познакомить их со стихотворным текстом сказки «Репка»
Прививать детям любовь к поэтическому слову
Продолжать заучивание текста пьесы «Репка»
Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, продолжать заучивание текста пьесы «Репка»
Январь 1. Игра «Дедушка Молчок».
2. «Заюшкина избушка». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.
3. Репетиция сказки «Репка» Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас.
Развивать умение использовать заместители для обозначения персонажей сказки; развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Развивать диапазон и силу звучания голоса, внимание наблюдательность, память детей. Работать над дыханием и артикуляцией
Развивать речевое дыхание, учить говорить скороговорки, закреплять текст пьесы.
Февраль 1. Театральная игра «Ходим кругом».
2. «Теремок». Моделирование сказки, разыгрывание ее сюжета.
3. Чтение пьесы Л. Поляк 4. «Теремок»
Сюжетно-ролевая «Детский сад», Учить детей снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.
Развивать умение подбирать заместители по заданному признаку (цвету).
Развивать дикцию, память, внимание, фантазию детей.
Март 1.«Ступеньки доброты», игра «Ступеньки доброты».
2. Репетиция
пьесы Л. Поляк «Теремок»
3. «Зимовье зверей», «разыгрывание сказки с кружками; игра «ступеньки доброты».
Учить детей передавать свое отношение к поступкам героев, формировать свое представление о справедливости, скромности.
Продолжать учить подбирать заместители по заданному признаку (цвету) и передавать свое отношение к поступкам героев.
Учить подбирать заместители по заданным признакам (величине и цвету, продолжать учить передавать свое отношение к поступкам героев.
Апрель
Май 1. Сочиняем сказки.
2. спектакль «Теремок»
3. Сужетно- ролевая игра «Полет в космос»
4. Игра «Пожарники»
3. занятие-диагностика детей. Закрепить умение придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.
Развивать внимание, память
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Совершенствовать элементы актерского мастерства.
Развивать умение подбирать к заместителям соответствующие им персонажи.
Диагностика детей с целью выявления достигнутых результатов, их анализ для последующей работы.