Лучший педагог года

Самообразование педагога «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»

Полина Комкова
Самообразование педагога «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

«План по самообразованию педагога»

Комкова Полина Сергеевна

Тема: Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет

2023-2024

(учебный год)

2 подготовительная группа

Душанбе, 2023г.

Публикация «Самообразование педагога „Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет“» размещена в разделах

«Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

Индивидуальная тема самообразования : «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет».

Цель программы:

- Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми.

- Изучение способов, методов и приёмов развития начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.

Задачи программы:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме : «Формирование

графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет». Изучить и подобрать различные техники и методики для развития

графических навыков. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме. Реализовать программу по теме: «Формирование графических навыков и умений, как средство подготовки руки к письму у детей 6-7 лет». Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу в конце учебного года.

- Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.

- Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями.

- Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции.

Сроки программы: Программа рассчитана на 1 год (сентябрь 2023 г. – май

2024 г.)

Предполагаемые результаты: - в результате проведённой работы по формированию графических навыков, как средства подготовки руки к письму, дети научатся держать в руках карандаш и изменять направление движения руки, в зависимости от формы изображенного предмета, разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры, обводить контуры по точкам, клеточкам и уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

- Будет развиваться глазомер, слуховое внимание, речь и зрительное восприятие.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

- Проведение итоговой диагностики.

- Обобщение опыта проделанной работы.

Актуальность.

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше

подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Основным содержанием занятий по подготовке рук к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры, тренировать пальцы рук можно применяя лепку, оригами, собирание узоров из мелкой мозаики и бусин, вышивания, застёгивания пуговиц, шнуровки и т. д. Особое внимание нужно уделять выполнению заданий одним движением кисти руки (нарисовать круг). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. При письме следить за темпом и ритмом речи в сочетании с движениями глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию печатных и письменных букв, ознакомлению с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, основными элементами букв.

Программа заключается:

- в раннем формировании графических навыков, как средства подготовки руки к письму.

Формы работы :

- беседы

- дидактические игры и упражнения

- работа в тетрадях в клетку

- пальчиковые игры и физ. минутки

- работа на готовых печатных листах

Календарно-тематическое планирование

Неделя Тема Программные задачи Методические приёмы

Сентябрь

1 Диагностика

2

3 «Знакомство с тетрадью» Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. 1. Пальчиковая гимнастика «Замок».

2. Работа в тетради.

4 «Дождь» Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Выполнение фигур из счётных палочек «Забор».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Молния».

Октябрь

1 «Забор» Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах. 1. Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Слуховой диктант.

2 «Уголки» Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений. 1. Пальчиковая гимнастика «Птички».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Уголки».

4. Работа в альбоме.

3 «Флажки» Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. 1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Жмурки».

4. Работа в альбоме.

4 «Платочек» Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Курочка».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз «Зигзаги».

4. Работа в альбоме.

Ноябрь

1 «Шкаф» Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре «прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок».

2. Выкладывание прямоугольника из палочек.

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Прямоугольники».

4. Зрительный диктант.

2 «Волны» Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика «Котята».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Волны».

4. Слуховой диктант «Дорожка».

5. Работа в альбоме.

3 «Снежок» Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий. 1. Игра «Соберём жемчуг со дна моря».

2. Работа в тетради.

3. Упр. для глаз «Пузырьки».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

4 «Снеговик» Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рыбки плавают».

4. Зрительный диктант.

5. Работа в альбоме.

5 «Фонарик» Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги; развивать зрительное внимание и память; воспитывать усидчивость и аккуратность в работе; развивать творческое воображение. 1. Пальчиковая гимнастика «Шарик».

2. Работа в альбоме.

3. Упр. для глаз «Поймай зайку».

4. Зрительный диктант «Фонарики».

5. Работа в альбоме.

Декабрь

1 «Ёлочка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

2 «Бусы» Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради. 3. Гимнастика для глаз.

4. Работа в альбоме.

5. Лексические упражнения.

3 «Знакомство с графическим диктантом» Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Овалы».

4. Графический диктант «Стул».

5. Игра «Паучок».

4 «Ключик» Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание. 1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Зрительный диктант «Конфета».

5. Графический диктант «Ключик».

6. Работа в альбоме.

Январь

1 «Рисование посуды» Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом. 1. Пальчиковые шаги «Улитка».

2. Работа в тетради «Чашка».

3. Упражнение для глаз.

4. Работа в альбоме.

2 «Кошка» Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Гвозди».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Кошка».

4. Упражнение для глаз «Уголки».

5. Зрительный диктант «Часы», «Телевизор».

6. Работа в альбоме.

3 «Рисование вертушек» Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4. Графический диктант «Вертушка».

5. Игра «Покажи где…».

6. Работа в альбоме.

4 «Птичка» Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей. 1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант «Птичка».

5. Физ. минутка «Дружно встали».

6. Работа в альбоме.

Февраль

1 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом. 1. Пальчиковая гимнастика «Папочка».

2. Работа в тетради.

3. Зрительный диктант «Василёк».

4. Упражнение для глаз «Цветок».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

6. Работа в альбоме.

2 «Кораблик» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание. 1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Ручейки».

4. Графический диктант «Кораблик».

5. Физ. минутка «Зима».

6. Работа в альбоме.

3 «Цветок» Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. 1. Пальчиковая гимнастика «Одежда».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Рисуем шарики».

4. Графический диктант «Цветок».

5. Физ. минутка.

6. Работа в альбоме.

4 «Сугроб» Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки. 1. Пальчиковые шаги «Кот и бабочка».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

4. Графический диктант.

5. Физ. минутка «Обувь».

6. Работа в альбоме.

Март

1 «Домик» Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. 1. Пальчиковая игра «Чудо-пуговицы».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Домик».

5. Зрительный диктант «Дом».

6. Работа в альбоме.

2 «Девочка» Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей. 1. Пальчиковая гимнастика «Четыре братца».

2. Работа в тетради. Графический диктант «Девочка».

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду».

4. Работа в альбоме.

3 «Ракета» Продолжать работать над координацией речи и движений. Совершенствовать графические навыки; продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха; развивать зрительное внимание и память. 1. Пальчиковая гимнастика «Наперсток».

2. Работа в тетради.

3. Графический диктант «Ракета».

4. Физ. минутка.

5. Игра «Слог, слово, предложение».

6. Работа в альбоме

4 «Бабочка» Совершенствовать графические умения и навыки, учить работать в тетради аккуратно, соблюдать правильную позу при письме; упражнять в ориентировке на листе

бумаги; развивать внимание и память. 1. Пальчиковая гимнастика «Дудочка».

2. Работа в тетради «Закончи строчку».

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Бабочка».

5. Задание «Заштрихуй картинки»,

раскрась только гласные» в прописи.

Апрель

1 «Гусеница» Стимулирование развитие речи; развитие умения различать правую и левую стороны; формирование буквенного гнозиса и зрительного образа букв. 1. Пальчиковая гимнастика «Весна».

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз.

4. Графический диктант «Гусеница»

4. Задание «Раскрась и заштрихуй букву Ц».

5. Игра «Путаница».

2 «Продолжи узор» Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, развивать мелкую моторику руки, координацию движений. 1. Пальчиковая гимнастика «Рябинушка».

2. Работа в тетради «Найди рисунок, похожий на образец».

3. Гимнастика для глаз.

4. Игра «Что ты видишь».

5. Графический диктант «Продолжи узор».

3 «Продолжи узор» Продолжать развивать графические навыки; развивать умение «сложить» картинку из разных элементов; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать интерес к письму.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант.

5. Игра «Повтори за мной»

4 «Продолжи узор» Продолжать учить писать элементы не отрывая карандаш от бумаги; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать внимание и память. 1. Пальчиковая гимнастика «Кот и бабочка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант

5. Игра «Что мы делали, не скажем.»

Май

1 «Полянка» Продолжать развивать ориентировку в пространстве письменного листа, умение внимательно слушать и точно выполнять указания. 1. Пальчиковая гимнастика «Весна»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Поймай звезду»

4. Графический диктант «Полянка»

2 «Слон» Продолжать работу над координацией движений и силы нажатия на карандаш, активизировать слуховое восприятие, память. 1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Проследи за рукой»

4. Графический диктант «Слон»

5. Физминутка «Дружно встали»

3 «Дорисуй половинку» Учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке, улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур. 1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз «Ручейки»

4. Графический диктант «Дорисуй половинку»

4 «Продолжи узор» Учить под диктовку воспитателя проводить отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении до получения рисунка. 1. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

2. Работа в тетради

3. Гимнастика для глаз

4. Графический диктант «Продолжи узор»

5 Закрепить навыки ориентировки в пространстве, способствовать развитию воображения, координации движения руки, учить обращать внимание к деталям, развивать речь. Квест- игра «Король-графики»

Список литературы

1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка». Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.

2. Колесникова Е. В. «Тесты. Готов ли ваш ребёнок к школе? Мышление. Моторика», Москва, 1996.

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно», 2005.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики-развиваем речь. Подготовительная группа детского сада. Литера, 2022.

5. Крушельницкая О. И «Вправо-влево, вверх-вниз», 2004.

6. Подрезова И. А. «Школа умелого карандаша» перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет. – М., 2009.

7. Прописи для дошколят. Подготовка к школе.

8. Картотека пальчиковой гимнастики и словесных игр.

Публикации по теме:

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Создание дидактического материала для подготовки руки к письму в Microsoft WorldСоздание дидактического материала для подготовки руки к письму в Microsoft World Добро пожаловать, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами научимся создавать свои пособия в обычном текстовом редакторе, которым каждый из.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование педагога «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»
Опубликовано: 30 августа 2023 в 14:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование педагога «Формирование графических навыков и умений как средство подготовки руки к письму у детей 6–7 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Комкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД