Сидорова Юля Ильинична
Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.
Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков.
Публикация «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Художественная система русского фольклора своеобразна – былины, сказки, легенды, песни, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.
Дети повторяя их, улавливают созвучность стиха. Дети этого возраста нравятся русские народные сказки : несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей.
Беря это все во внимание, я сделала вывод, что для развития выразительности детской речи, произведения устного народного творчества, народные игры и игрушки окажут нам неоценимую помощь.
Слово "фольклор" появилось в 19 веке. пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. оно в буквальном переводе означает "Народная мудрость", а устное народное творчество переводится, как Устное (из уста в уста, народное (автор народ, творчество (создано в результате труда).
Актуальность. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира.
Цели:
• выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.
• развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского народного творчества.
Задачи образовательные:
• Знакомство детей с фольклором русского народа
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.
• В разных видах деятельности применять народное слово.
• Показать детям красоту образного языка сказок.
• Использовать в процессе театрализованную деятельность.
• Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.
Задачи развивающие:
• Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.
• Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, творческого воображения.
• Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.
• Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: потешки, считалки, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, заклички, дразнилки, игры, загадки, сказки, скороговорки, пословицы, поговорки, приговорки.
Разнообразные фольклорные жанры просто необходимы для работы с детьми. С их помощью можно развивать: фонетический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Детский фольклор используется:
• в период адаптации;
• в режимных моментах;
• на прогулке;
• в игре;
• в свободной деятельности;
• в непосредственно образовательной деятельности.
Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика
(на основе народных потешек)- незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.
Использование фольклора в режимных моментах.
Прием детей :
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
- Вот как славно мы поем!
- С добрым утром! Я пою
Маме, папе, бабушке,
И дождю, и воробью,
И траве- муравушке.
Утренняя гимнастика:
Малыши- крепыши
Вышли на площадку,
Малыши – крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки шире!
Ноги шире!
Во время умывания используем потешку «Водичка, водичка, умой моё личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под воду.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, душистую», «Час обеда подошёл, сели дети все за стол».
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому по маме. «Баю -бай- баиньки, в огороде заиньки».
Одевание.
Маша варежку надела:
- Ой куда я пальчик дела?
- Нету пальчика, пропал!
- В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка нашла!
Игры пальчиковые, театрализованные, народные.
Фольклорные праздники.
Книжный уголок.
Картотека : "Словесных игр", "Народных подвижных игр".
Альбом песенок, потешек, прибауток и колыбельных.
Рассматривание эллюстраций и книг по русскому народному творчеству. чтение сказок.
Участие родителей:
• Помощь в подборе наглядно-дидактических пособий.
• Подбор аудио фонетики по детскому устному народному творчеству (сказки, песенки, русские мелодии)
• Участие в оформлении книжной выставки по теме «Русский фольклор».
• Просвещение родителей: консультации, беседы, фотографии.
Спасибо за внимание.