Марина Садуллаева
Пальчиковый театр как средство формирования словаря у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый театр как средство формирования словаря у детей раннего возраста
Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка. Формирование словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о его состоянии и методике развития является одним из актуальных вопросов. В условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Соглашаясь с мнением ведущих психологов и педагогов, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что моя работа по формированию словаря детей будет эффективна через применение игр, на основе использования игрушек пальчикового театра
Публикация «Пальчиковый театр как средство формирования словаря у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У детей раннего возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость. В своей педагогической практике столкнулась с необходимостью внедрения нетрадиционных форм развития речи детей, при этом с недостаточным для этого оснащением предметной среды группы, а также с недостаточным методическим обеспечением. Все вышесказанное определило тему работы «Формирование словаря у детей раннего возраста (1,5-2 лет) на основе использования игрушек пальчикового театра.
Пальчиковый театр представляет уникальную возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть, или одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.
Пальчиковый театр, как дидактический материал имеет множество функций:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
- знакомит с элементарными математическими понятиями.
Работа с детьми по обыгрыванию сказок, песен, потешек на основе использования игрушек пальчикового театра строится следующим образом:
Чтобы потешка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Данный вид деятельности включает несколько этапов:
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, песенки (кошка, коза) :
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
1. Рассматривание игрушки пальчикового тетра
2. Дидактические игры с игрушками
3. Пропевание песенок, потешек
2 этап – Знакомство с песенкой, потешкой
рассказывание потешки, песенки
повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением игрушки пальчикового театра
беседа по содержанию
обыгрывание с игрушкой пальчикового театра
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап - Повторение потешек, песенок - повторения необходимы не только на одном и том же занятии, необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время, это помогает закрепить и расширить знания детей :
рассказывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра
рассматривание иллюстраций,
чтение без показа иллюстраций,
проговаривание отдельным ребенком (с использованием игрушек пальчикового театра)
проигрывание диалогов героев.
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап – Внесение потешек и песенок с использованием игрушек пальчикового театра во все виды детской деятельности:
использование в режимных процессах,
элементы и игры драматизации,
использование в режимных процессах,
элементы и игры драматизации,
дидактические игры «Узнай потешку» (показ игрушки пальчикового театра, а ребенок читает потешку,Способность детей к такой идентификации позволяет мне как, педагогу, через использование игрушек пальчикового театра, формировать у детей положительные качества – доброта, смелость, искренность, а также вербально выражать чувства и эмоции персонажей. Удивительно, что встреча с игрушками пальчикового театра, особенно в адаптационный период, помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу пребывания в детском саду. Дети с удовольствием манипулируют игрушками пальчикового театра, персонажи которых представляют для них большой интерес.
Пальчиковый театр используется мной в непосредственной образовательной деятельности, как игровой и мотивационный момент. Вызывает у детей эмоциональный отклик, повышает заинтересованность в предстоящей деятельности. Данный вид театра дети переносят в свободную игру, во взаимодействие со сверстниками и родителями.
Словесно выражая определенные эмоции сказочного персонажа, дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, а также понимать окружающих.
Рекомендации для родителей "Сказочный мир театра"
Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.
Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Младший дошкольный возраст
Детей младшего дошкольного возраста нужно начинать знакомить с театром с самого раннего возраста :
O Чтение художественной литературы красочно иллюстрированной
O Просмотр мультфильмов
O Совместный просмотр сказок – экранизаций
Старший дошкольный возраст
Для детей старшего дошкольного возраста чтение художественной литературы целесообразно сочетать с мимикой, одновременно создавать зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры :
O просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
O игры-драматизации;
O разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
O этюды по формированию выразительности исполнения;
O упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
С самого раннего возраста можно показывать детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены. на одной или двух руках. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.
Читая стихотворные тексты, подключать по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге с взрослым, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Сначала ребенок видит маленький спектакль в руках взрослого, а затем появляется желание взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом.
Таким образом, использование перчаточных кукол при ознакомлении младших дошкольников со сказкой позволяет в значительной степени повысит интерес к разным видам театра и художественным произведениям, развить мелкую моторику ребенка, его артистические способности, выразительность речи и умение импровизировать.