Татьяна
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план самообразования
на 2023- 2024 учебный год
Ф. И. О. : Капанова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель.
Образование: Высшее ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского» 2014 г., специальность по диплому № 050706 Педагогика и психология.
Самообразовательная работа над темой:
1. Общая тема по ДОУ:
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Индивидуальная тема самообразования: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
3. Срок реализации: 2023-2024 учебный год.
4. Когда начата работа: 01.09.2023 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
2. повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным краем;
4. воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
6. развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
7. разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
Литература по теме:
- Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников :
- «Воспитание на социокультурном опыте» Е. А. Губина, Н. С. Кудряшева, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю Твардовская.
- Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.
-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания
- Методика игровой деятельности по Губановой Н. Ф.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.
-Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Актуальность темы:
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях. Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.
Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Условия реализации:
В старшей группе «Ромашка».
Применение:
Применять нравственно-патриотические игры для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
План работы воспитателя :
Месяц Мероприятия
Сентябрь Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.
Октябрь Определение уровня материально - технической базы (создание развивающей предметно-пространственной среды, разнообразие дидактических пособий).
Ноябрь Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу. ru».
Декабрь Разработать картотеку игр понравственно-патриотическому воспитанию детей.
Январь Организация и обогащение предметно – развивающей среды:
разработка рекомендательных буклетов для родителей о нравственно-патриотическом воспитании детей.
Февраль Определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей:
- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Март Оформить сборник консультаций для родителей.
Апрель Пополнение в группе патриотического уголка.
Май Отчёт по проделанной работе по теме самообразования.
Работа с детьми
Сроки Содержание работы Практические выходы
Сентябрь
1. Беседа: «Я люблю свой город и район, где я живу»
Цель: воспитание любви к родному городу, к родине, развивать толерантность дошкольников.
2. П/ и: ««Золотые ворота», «Колечко, колечко»
Цель: развивать у детей выдержку, внимательность, ловкость, быстроту движений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Октябрь
1. Беседа: «Памятники и достопримечательности родного города»
Цель: закреплять и расширять знания о достопримечательностях города.
2. П/ и: «Горелки», «Гуси-лебеди»
Цель: развивать у детей выдержку, внимательность, ловкость, быстроту движений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Ноябрь 1. Беседа: «Беседа о березке — символе России»
Цель: дать детям представление о символе России, воспитывать нравственно-патриотические чувства.
2. Д/ и: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Декабрь 1. Беседа: «Москва — столица нашей Родины»
Цель: познакомить с главным городом России-Москвой, формировать у детей представление об истории возникновения города, обобщать и расширять знания о достопримечательностях города, учить узнавать их, любоваться.
2. Д/ и: «Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу», прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Январь 1. Беседа: «Что лучше - плохой мир или хорошая война»
Цель: приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа, формирование элементарных знаний о правах человека.
2. Д/ и: «Народные промыслы»
Цель: познакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Февраль
1. Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина»
Цель: воспитывать любовь к родному городу, к родине, развивать толерантность дошкольников.
2. Знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями, обычаями и культурой русского народа. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Март
1. Чтение худ. литертуры: Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»
Цель: познакомить с произведениями авторов, воспитывать любовь к чтению, учить внимательно слушать и понимать смысл.
2. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.
Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о дружбе, родине, воспитывать любовь к родному краю. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Апрель
1. Беседа: «Покорение космоса»
Цель: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, учить расширять кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
2. Д/ и: «Продолжи пословицу»
Цель: продолжать знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Май
1. Беседа: «Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»
Цель: познакомить детей с историей, учить расширять кругозор путём знаний о достижениях наших солдат, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.
2. Чтение худ. литературы: «С. Маршак «День Победы»
Цель: познакомить с произведениями авторов, воспитывать любовь к чтению, учить внимательно слушать и понимать смысл.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.
Работа с родителями
Сроки Содержание работы Практический выход
Сентябрь Проведение индивидуальных консультаций и бесед по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Беседа.
Октябрь Участие родителей в изготовлении игр и демонстрационного материала. Привлечь родителей к сбору материала.
Ноябрь «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Консультация
Декабрь «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Консультация
Январь «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Беседа
Февраль «Каким вы хотите видеть своего ребенка?» Анкета
Март «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми». Консультация
Апрель «История развития города» Оформление альбома
Май «Воспитание маленького гражданина» Консультация