Снурницына Наталья
Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель знает, что мелкая моторика помогает развивать
умственные способности малыша с самого раннего возраста. Собственно,
делают это еще до школы. Наличие необходимых навыков поможет легче
решать школьные задачи, запоминать уроки и так далее.
Лепка – один из основных способов развития детской моторики. Для
этого нужен обыкновенный пластилин. Если вы считает это лишним в виду
Публикация «Лепка как средство развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
наличия в пластилине вредных веществ, то сильно заблуждаетесь. В таком
случае ваша задача найти безопасный материал, а не лишать ребенка очень
важного элемента в развитии.
Чем же так хороша лепка?
Дело в том, что пальцы рук непосредственно имеют взаимосвязь с головным
мозгом. Поэтому, научившись проявлять в полной мере свою фантазию, они
смогут заметно раньше научиться говорить, запоминать вещи и даже считать.
И не надо никаких дошкольных учреждений и платных занятий.
Итак, учим малыша лепить фигурки правильно. Во-первых, делать это нужно
уже с двух-трех лет. Во-вторых, дать ему полную свободу творчества: только
на начальном этапе помогать ему, показывать всевозможных животных,
предметы – пусть он постепенно учиться лепить их сам. И третье правило:
всегда хвалите малыша. Даже если у него кот больше похож на жирафа, все
равно похвалите его за работу. У ребенка заметно повысится и самооценка.
Плюс не стоит забывать и о развитии творческих способностей, речи,
познании окружающего мира. Лепка из пластилина – это не только
познавательный, но и очень интересный процесс. Можно сказать,
совмещение приятного с полезным для своего любимого чада.
Виды лепки
Предметная лепка
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является
более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с
реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам
изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке
этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а
форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей
является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму
предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с
рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает
связано с использованием условных приемов изображения предметов,
находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать.
Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в
некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на
подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно
использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а
несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого
умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее
выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших
групп.
Декоративная лепка
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с
народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой
декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы
птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют
детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса,
расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды,
созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а
порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом
знакомятся с декоративными пластинками. Декоративная лепка учит детей
работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее
эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно
форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка,
крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или
геометрическим орнаментом).Декоративная лепка учит работать с
инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными
печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких
печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы.
Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки
ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и
чувствительными к форме. Содержанием декоративной лепки могут быть
сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки [25,24].
Приемы лепки :
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или
теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста
небольших кусочков при помощи большого и указательного пальца руки.
«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с
прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему
плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно
сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к
плоской поверхности.
Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина
путем их катания круговыми движениями между большим и указательными
пальцами руки.
Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью
получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе
поделки.
Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и
оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью
получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала
и прикрепление их путем нажатия.
Раскатывание - формирование из куска пластилина «колбасок» путем
раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или
ладонью и столом.
Разрезание - деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки
меньшего размера.
Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.
Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.
Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных
деталей при помощи щипковых движений пальцев.
Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых
движений пальцев рук.
Использование различных приспособлений - для придания особенностей
поверхности изделия тех или иных образов (перышки, крылья, шерсть,
волнистые линии, надрезы или разрезы) с помощью мелких бытовых
предметов.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В
процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с
пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая
организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,
вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог
с игрушечным персонажем или с взрослым. Для удобства использования в
практической работе в приложении приводятся конспекты занятий с
примерным текстом бесед взрослого с детьми, а также стихотворения,
потешки, загадки.
Для занятий подбираются сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка. Они
позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять
первые варианты обобщения.
Соблюдение мер предосторожности при работе с пластилином и бросовым
материалом.
Для проведения занятия необходимо организовать место для работы:
поставить столы там, где нет коврового покрытия, при использовании
мелкого бросового материала необходимо пристально наблюдать за работой
детей и находиться рядом, после занятия убрать пластилин, бросовый и
природный материал в недоступное для детей место.
Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных
задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда
ребёнок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации
движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из
показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок,
имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до
поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться
движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это -
начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики
рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети
учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения
навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы.
Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную
ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев
рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок
систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, а
особенно хорошо в этом помогает лепка из глины, пластилина и теста.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук
весьма полезна и для подготовки руки к письму. Письмо – это сложный
навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует
система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без
перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей
подготовиться к этому роду деятельности.
Итак, мною теоретически обосновано и экспериментально проверено
влияние лепки на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного
возраста, т. е цель работы достигнута.
Я проанализировала литературу по теме исследования; подобрала
диагностические задания по изучению уровня развития мелкой моторики
рук.
Гипотеза о том, что развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если в процессе
проведения ОД использовать лепку, подтвердилась.
Лепка является мощным стимулятором в развитии мелкой моторики
рук у детей младшего дошкольного возраста.