Эльмира Мавлюдова
Самообразование «Игра — как средство общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание папки:
1. Актуальность темы
2. Перспективный план работы педагога с детьми по формированию средств общения во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год
3. Сценарии игр - ситуаций
Игра как средство общения дошкольников
Актуальность темы: Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.
Публикация «Самообразование „Игра — как средство общения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.
Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра - это самосовершенствование, стремление стать лучше.
Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры- игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.
Разрабатывая программу «Веселые минутки» для детей младшего дошкольного возраста, учитывала психологические особенности детей. В этом возрасте происходит интенсивное развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения.
Целью программы стало изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
1. наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием;
2. выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр;
3. сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
4. расширить кругозор ребенка посредством игры;
5. развить коммуникативные способности детей;
6. сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Программа разработана в три этапа:
Подготовительный этап, включает в себя несколько задач:
1. познакомить с разнообразием игр;
2. раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
3. развить основы коллективных отношений.
4. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком.
На данном этапе у детей дошкольного возраста формируется позитивное отношение к игровой деятельности.
К концу подготовительного этапа дети должны: знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности.
Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутри коллективных отношений продолжает общеразвивающий этап.
Он также включает в себя следующие задачи:
1. Обучать детей основным приемам проведения игры;
2. реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя.
3. На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет.
Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры.
К концу общеразвивающего этапа дети должны : уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.
Ожидаемый результат практики - действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется выполнения условий:
1. Организационные условия - проведения игровой деятельности с детьми два раза в неделю;
2. Научно - методические условия – разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;
3. Материально- технические условия – спортивный зал, игровой реквизит, музыкальный материал для оформления занятий;
4. Мотивационные условия – создание комфортных и благоприятных условий для проведения игр.
Таким образом, игровая деятельность развивает у детей чувство ритма, фантазию, чувство гармонии к себе и к окружающему миру, учит владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом и физическим телом.
В данном случае программа «Веселые минутки» воспитывает у детей, среднего дошкольного возраста, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное решение к результатам своей работы и всего коллектива сверстников, тем самым адаптируя его к социокультурной деятельности.
Перспективный план работы педагога с детьми по формированию средств общения во 2 младшей группе на 2020 – 2021 учебный год
Ноябрь
вид досуга, тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудование, ТСО
1. Игра – ситуация «Карусели» 1. Обогащать эмоции;
2. Пробуждать двигательную активность детей. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты, игрушки-зверята (лев, черепаха, лошадки, платочки.
2. Игра – ситуация «Что растет на грядке» 1. Познакомить детей с урожаем овощей;
2. Приобщать к двигательной импровизации. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка).
3. Игра – ситуация «Листики в саду» 1. Познакомить детей с новой сказкой.
2. Побуждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером. Осенние листья; листики для сказки (листик-папа – большой, желтый; листик-мама – поменьше, красный; листик-сынок – маленький, зеленый).
4. Игра – ситуация «Выходили утята на лужок»
1. Развивать интонационно-речевые умения детей;
2. Познакомить с новой сказкой;
3. Учить следить за словами и действиями героев-игрушек. Мама утка, утенок, гусь (игрушки).
5. Игра – путешествие «Веселый автобус» 1. Вовлечь детей в игровую ситуацию;
2. Дать представление о темпе движения;
3. Учить изображать голосом разные интонации. Ряд стульев для игры в автобус; курица и цыплята, утка и утята, гусь, кот, бычок (игрушки).
6. Игра – ситуация «Коза рогатая»
1. Вовлекать детей в игровую ситуацию;
2. Учить использовать воображаемые действия и предметы. Козочка, сорока (игрушки, кастрюля.
7. Игра – ситуация «В лесу» 1. Вовлечь детей в игровую ситуацию;
2. Учить внимательно слушать сказку и следить за сюжетом;
3. Входить в образ, побуждать к ответам.
Аудиозаписи для создания образов лесных зверей, зайцев, медведей; картинки для спектакля "Звуки в лесу".
8. Игра – ситуация «Стоит в поле теремок» 1. Приобщать детей к театральной деятельности;
2. Учить следить за сюжетом спектакля;
3. Вовлекать в игру. Русский народный костюм; убранство в русском народном стиле (лавочки, самовар, скатерть и др.); фигурки настольного театра (мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь).
Декабрь
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра – ситуация «В гостях у кукол» 1. Развивать чувство цвета;
2. Вызвать положительный эмоциональный отклик на игровую ситуацию;
3. Вовлекать в двигательную импровизацию. Куклы, одетые в платья разных цветов; медвежонок (игрушка); чашки разных цветов.
2. Игра – ситуация «Лошадки бегут по снегу» 1. Побуждать детей к двигательной импровизации;
2. Развивать интонационную выразительность голоса. Лошадка (игрушка).
3. Игра – ситуация «Хлопья снежные кружат» 1. Развивать чувство ритма,
2. Умение пользоваться интонацией;
Учить пересказывать знакомую сказку;
3. двигательную активность детей. Игрушки – герои сказки "Теремок".
4. Игра – ситуация «Звери встречают Новый год» 1. Приобщать детей к подготовке новогоднего праздника;
2. Учить следить за сюжетом спектакля;
3. Вызвать положительные эмоции.
. Елка, куклы бибабо (медведь, волк, лиса, белка).
5. Новогодний утренник
«Встреча с Дедом Морозом» 1. Приобщать детей к новогоднему празднику.
2. Доставить детям радость.
3. Развивать чувство ритма и умение входить в образ. Наряженная новогодняя елка; костюмы для детей: зайчики, снежинки, лисичка. По 2 погремушки на каждого ребенка, султанчики из мишуры, игрушки (собачка, мишка, зайчик, сладкие подарки детям.
Сказочные герои: Дед Мороз, Снегурочка, Зайчик
Январь
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра – ситуация «Елочная песенка»
. 1. Приобщать детей к новогоднему празднику;
2. Вызвать эстетические чувства;
3. Побуждать к свободной пляске. Наряженная новогодняя елка. Елочные игрушки (бычок, фонарик, шарик, дед-мороз).
2. Игра – ситуация «Шишечки» 1. Учить детей вслушиваться в сюжет сказки;
2. Отвечать на вопросы по знакомой сказке;
3. Побуждать к импровизации. Шишки (еловые или сосновые).
3. Игра – ситуация «Катание на санках» 1. Дать детям представление о восходящей и нисходящей интонации речи;
2. Учить соотносить сюжет и действие;
3. Вызвать эмоциональный отклик на игру. Санки, куклы.
4. Игра – ситуация «На лесной тропинке» 1. Развивать чувство прекрасного,
2. Вводить в музыкально-художественный образ;
3. Побуждать к двигательной импровизации; развивать речь. Картина с изображением зимнего леса. Картинки: волчонок и зайчонок играют, волчица сердится на волчонка, зайчиха сердится на зайчонка, зайчонок убегает от волчонка.
Февраль
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра – ситуация «Калачи из печи» 1. Знакомить детей с русским народным творчеством.
2. Вовлекать в совместный пересказ знакомой сказки, побуждать к игре с движением.
3. Воспитывать поэтическое восприятие. Курочка (игрушка); убранство для русской избы (половички, печь, горшок, противень, калачи, баранки); русский народный костюм для педагога.
2. Игра – ситуация «Метели зашумели» 1. Учить детей вслушиваться в интонацию голоса воспитателя и подражать ей;
2. Пересказывать сюжет знакомой сказки.
3. Развивать двигательную активность. Зайчонок и волчонок (игрушки).
3. Игра – ситуация «Петрушкин концерт» 1. Вызвать эмоциональный отклик на зрелищное представление,
2. Пробуждать интерес к театрализованной игре. Петрушка, кукла Катя.
4. Игра – ситуация «Котик простудился» 1. Вовлекать детей в ролевое взаимодействие;
2. Приобщать к драматизации на основе русского фольклора,
3. Развивать поэтический слух. Котик (мягкая игрушка).
Март
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра – ситуация «Мама согревает» 1. Вызвать у детей доброе отношение к сюжету игры;
2. Вовлекать в игру-импровизацию;
3. Учить соответствовать образу роли. Картинка, на которой изображены зайчиха с зайчатами; шапочки зайцев; зайчиха и волк (игрушки).
2. Игра – ситуация «Вот поезд наш едет» 1. Вовлечь детей в игру-путешествие;
2. Развивать чувство ритма. Костюм бабушки, Весна (кукла, котик (игрушка); декорации остановок:
3. Игра – ситуация «Капают капели» 1. Знакомить детей с приметами весны;
2. Учить соотносить природные явления и музыкальные образы;
3. Побуждать выражать образ в двигательной импровизации Набор картинок для театра на фланелеграф (сосульки на крыше; большая сосулька, висящая на крыше сбоку; двор (Тузик гоняется за кошкой; люди идут на работу; едут машины); радостно чирикающий воробей и солнце; сосулька плачет; воробей и ворона.
4. Игра – ситуация «Обед для кукол» 1. Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры;
2. Учить относиться к кукле как к живому существу;
3. Вовлекать в ролевое взаимодействие, развивать речь и мышление. Кукольный уголок (посуда, плита, стол, кроватки, куклы.
Апрель
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра – ситуация «Мыши сели на порог» 1. Познакомить детей с новой сказкой, вовлекать в игровую ситуацию;
2. Учить воспринимать действие в сюжете, побуждать к двигательной активности. Кот, мышонок (игрушки).
2. Игра – ситуация «Солнечные зайчики» 1. Развивать воображение детей;
2. Побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации. Зеркало, набор картинок для театра (солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик; серый зайчик радуется солнышку; серый зайчик видит солнечного зайчика; зайчики играют; серый зайчик растерянно ищет своего друга; сорока трещит; мама зайчиха объясняет, куда подевался солнечный зайчик).
3. Игра – ситуация «Плывут кораблики» 1. Развивать речь детей.
2. Побуждать к вхождению в роль.
3. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Бумажный кораблик; емкость с водой; шапочки матросов.
4. Игра-ситуация «Волшебная дудочка» 1. Побуждать детей к выразительному звукоподражанию;
2. Учить исполнять роли в коллективной импровизации. Дудочка, шапочки птиц.
Май
вид досуга и его тематика программные задачи дополнительные материалы: пособия, оборудования, ТСО
1. Игра-ситуация «Дождик, пуще» 1. Развивать эстетическое отношение к миру,
развивать чувство ритма;
2. Побуждать к пляске.
3. Учить отзываться на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку. Султанчик, набор картинок к сказке про солнечного зайчика.
2. Игра-ситуация «Подрастай, молодой дубок» 1. Воспитывать уважение к труду;
2. Вызывать творческую активность.
3. Побуждать к вхождению в роль. Деревца-декорации (береза, дуб, пила, ведро, колокольчик.
3. Игра-ситуация «Стройка» 1. Вовлекать детей в ролевое взаимодействие;
2. Развивать игровые умения.
3. Увлечь драматизацией. Строительный материал, игрушечные машины.
4. Игра-ситуация «Водичка, водичка умой мое личико» 1. Учить детей следить за сюжетом игры.
2. Воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.
3. Развивать двигательную активность. Кукла, принадлежности для умывания.