Татьяна Яковенко
Самоанализ тренинга «Пути к взаимопониманию»
▼ Скачать + Заказать документы
Пути к взаимопониманию
Яковенко Т. В., педагог-психолог ГККП «Ясли-сад №11»
п. г. т. Качар Костанайской области
Самоанализ тренинга для педагогов
«Пути к взаимопониманию»
«Знание,что существует человек,
с которым ты чувствуешь взаимопонимание,
несмотря на различие в выражении мыслей,
может превратить землю в цветущий сад».
И. В. Гёте
Взаимопонимание. Как труден путь к нему.
Публикация «Самоанализ тренинга „Пути к взаимопониманию“» размещена в разделах
Всё чаще мы слышим выражение: «особый ребёнок», «трудный ребёнок».
Кто же они и чем же они особенные? Нам известно, что такие дети характеризуются определёнными отклонениями в развитии и воспитании, наличием отрицательных форм поведения. Это дети, идущие по жизни своим «особым» путем. Мир, в котором они живут, отличается от мира обычных детей, и тем более от мира взрослых. И когда происходит столкновение этих миров, важно понять, принять и протянуть руку помощи этим детям, найти пути к взаимопониманию. Но каким длинным может быть этот путь…
В январе 2013 года для педагогов ГККП «Ясли – сад №11» проведён психологический тренинг «Пути к взаимопониманию», включающий пять встреч.
Тренинг способствовал достижению двух важных целей: 1. Расширить и обобщить теоретические знания и практические умения педагогов в работе с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. 2. Способствовать сплочению коллектива, позитивным взаимоотношениям, снятию мышечного и эмоционального напряжения, повышению стрессовоустойчивости педагогов.
Тематика и цели тренинга определены по итогам наблюдений, анкетирований, диагностик, бесед с детьми, родителями и педагогами. Результаты показали, что молодые педагоги нуждаются в квалифицированной помощи по взаимодействию с данными категориями детей, а некоторые педагоги с опытом часто придерживаются стереотипов, которые мешают выстроить эффективное взаимодействие с детьми и их родителями. Тренинг также может быть предназначен и для родителей.
Первая встреча «Маленькие агрессоры: кто они?» позволила педагогам вжиться в мир агрессивных детей, вторая «Шустрики: как их остановить?» -
в мир гиперактивных детей. На третьей встрече «Тревожные дети: отчего им неспокойно?» педагоги получили более полное представление о детях, которые часто тревожатся, чего-то боятся. А четвёртая встреча помогла найти ответ на вопрос «Почему ребёнок отказывается от общения, отчего он всегда один?».
В игровой форме педагоги обобщили знания о способах выражения гнева, повышения самооценки, снятия психоэмоционального напряжения, пропуская переживания детей через себя.
В конце каждого занятия, в ходе рефлексии, педагоги переосмысливали своё поведение, взаимоотношения с окружающими, отмечали, на что стоит уделять больше внимания.
Пятая встреча, практикум, проведена в форме игры-соревнования между двумя командами, на котором участники тренинга закрепили и обобщили полученные знания, умения и навыки. Надо отметить, что на обобщающем занятии педагоги проявили свои творческие способности, юмор, артистизм и профессионализм. Названия и девиз команд соответствовали тематике тренинговых занятий. Так одна из команд называлась «Торнадо», девиз: «Хай, хей, лалалэй, «крыша едет», мы за ней!». Другая – «Гипервоспиталки», девиз: «Не едим мы калачи, не помогут нам врачи, гипервоспиталки – супервыручалки!».
В основу тренинга легли теоретические данные, современные психологические технологии, упражнения и игры, эффективность которых подтверждена итогом тренинга. В результате проведённых занятий, педагоги пришли к осознанию разницы между «миром» обычного ребенка и миром «особого» ребёнка, а тем более миром взрослого. Педагоги научились находить причины сложившегося поведения, овладели эффективными приёмами взаимодействия с детьми, требующих индивидуального подхода. Ведь понимая причины происходящего и зная что делать, мы можем избежать многих ошибок воспитания, открыть секреты успешного взаимодействия.
Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, высокая степенью эмоциональной включенности и взаимопомощи, принятие на себя ответственности за состояние дел в команде каждым из её членов, а также доброжелательное отношение между командами говорят о сложившемся благоприятном климате в коллективе. Некоторые воспитатели про-явили свои скрытые потенциальные возможности, смогли преодолеть нерешительность, застенчивость, обрели уверенность в собственных силах.
На сплочение коллектива влияет и общий результат деятельности. Победителями в этой игре стали обе команды. Тренинг закончился общей песней, добрыми пожеланиями друг другу и чаепитием с продуктами повышающими стрессовоустойчивость.
Позитивные пожелания о более частых встречах, оптимистичный настрой педагогов ещё раз подтверждают, что мы на верном пути взаимопонимания.