Альфия Гарифуллина
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, ЭОР инструктора по ФИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Работаю инструктором по физической культуре в этой образовательной организации 9 лет.
В 2010 году была аттестована на вторую квалификационную категорию. В предыдущий период своей деятельности занималась с детьми разных возрастов от 2-ой младшей группы до подготовительной.
Основной целью своей работы считаю: укрепление здоровья детей, всестороннего их развития, закаливание организма, формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость и т. д.)
Публикация «Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, ЭОР инструктора по ФИЗО» размещена в разделах
Для осуществления данной цели в работе использую : активные методы и организационные формы с привлечением инновационных технологий : «Методика физического воспитания» Э. Степаненкова, Л. Н. Пустынникова «Работа по воспитанию физической культуры» (Программа «Д/с – дом радости», «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова, «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» А. И. Фомина. «Физкультурные праздники в детском саду» В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. «Ритмика» А. Е. Чибриковой-Луговской, «Праздник каждый день» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, «Логоритмические занятия в детском саду», автор М. Ю. Картушина и многие другие;
Систематически, согласно сетке занятий и учебного плана провожу:
• Аэробику по утрам;
• Фронтальные, игровые, типовые и индивидуальные занятия
• Досуги и развлечения
• Спартакиады
• Праздники совместно с родителями
Все эти занятия и мероприятия стараюсь провести эмоционально, ярко, с привлечением большого иллюстративного материала, использованием звуковых записей и видеозаписей. А помогает мне моя компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять инструктора по физической культуре, а не заменять его.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в ДОУ современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в ДОУ убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и других авторов).
Использование ИКТ заключается в следующем:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям.
2. Подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Создание презентаций в программах:, для повышения эффективности образовательных занятий и мероприятий с детьми, родителями, воспитателями.
4. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
5. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала: можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видеозаписи титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
Итак ЭОР, ИКТ в нашем детском саду уверенно заняли место в организованном обучении, на занятиях, в досуге, на праздничных утренниках, в методической работе и в работе с родителями:
- позволяют эффективно информировать родителей о физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, её результатах и путях улучшения, об особенностях физического развития детей. Их двигательных предпочтениях, результатах их двигательной деятельности;
- помогают осуществлять пропаганду здорового образа жизни, проводить детско-родительские спортивные мероприятия;
- делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным;
- оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объёмами информации;
- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям;
- способствуют адаптации ребёнка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;
- используются в различных формах физкультурно-оздоровительных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;
- позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга физкультурно-оздоровительной работы;
- повышают качество педагогического труда.
Ценным в наших занятиях является то, что, разрабатывая их, мы стремимся к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать своё эмоциональное состояние. Мы всячески стараемся поддерживать инициативу ребят. (См. приложенный СD диск)
Прежде всего профессионализм в работе инструктора по физической культуре не мыслим без самообразования, постоянного повышения педагогического мастерства, приобретения новых знаний на курсах повышения квалификации.
Были получены знания:
• курсы повышения квалификации в марте 2013 года по теме: «Педагогическое мастерство в дошкольном образовании»
• на курсах в мае 2014 года по теме: «Основы методологической культуры современного педагога» в объеме 36 часов.
• курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в феврале 2015 года, «Современные информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании» на тему «Разработка электронного дидактического пособия» утвердили и закрепили мои навыки о применении новых технологий, которые дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открыли новые возможности педагогического процесса.
• Знания, полученные в марте 2015 года на курсах повышения квалификации по ИОЧ «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» научили меня грамотно разрабатывать содержание познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
• А курсы повышения квалификации по ИОЧ, пройденные в апреле 2015 года «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования», разъяснили, что в настоящее время с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности.
Стандарты нового поколения предполагают широкое внедрение информационных и коммуникативных технологий не только на такие предметные области образовательной деятельности, как начало грамотности и логики, но и на физическое воспитание.
В настоящее время все педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, к которым, помимо ИКТ, относятся: технология проектной деятельности, личностно – ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Метод проектной деятельности давно и успешно используется в практике дошкольных образовательных учреждений. Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В своей практике я тоже применяю, а также помогаю воспитателям осуществлять технологию проектной дея-тельности:
• Детский проект «» и детский социально-личностный проект «Овощной марафон» под руководством воспитателей и инструктора по физической культуре.
• Долгосрочный проект «Мальчики и девочки: любить и воспитывать по-разному» - экспериментальный опыт работы коллектива по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
• Долгосрочный проект «Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» - инновационная деятельность коллектива по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей, поэтому моя задача – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Стараюсь построить педагогический процесс с ориентацией на личность ребенка, что закономерным образом содействует его благополучному существованию:
• учитываю личностные особенности каждого ребенка, индивидуальной логики его развития;
• стараюсь учитывать детские интересы;
• позволяю проявлять инициативу;
• поощряю, стимулирую его на дальнейшее развитие;
• привлекаю их к совместной физической деятельности;
• создаю необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком,
• общаюсь на равных, не сравнивая его успехи с другими,
• стараюсь всегда быть приветливой.
Игра - основной вид деятельности детей. На этом принципе строится весь образовательно-воспитательный процесс.
Игровые технологии, которые использую, обеспечивают интерес к изучению нового материала:
• игры-соревнования;
• подвижные м малоподвижные игры6
• сюжетные игры;
• праздники, развлечения, досуги.
В результате использования игровой технологии дети становятся более активными, коммуникативными, общительными, самостоятельными, любознательными.
Применяю здоровьесберегающие технологии, состоящие из комплексов специальных упражнений, а именно:
• логоритмика (метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
• дыхательная и артикуляционная гимнастика;
• игровой массаж и самомассаж (дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику, улучшает кровоснабжение кожи, уменьшает напряжение мышц, положительно влияет на
центральную нервную систему);
• пальчиковые игры (развитие мелкой моторики);
• психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игры и танцы);
Развитие физических способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Интерес к физической деятельности воспитанников ДОО поддерживается путем посещения физкультурного зала, который представляет собой удобное, просторное помещение с основным спортивным инвентарем.
Оформление физкультурного зала отвечает требованиям, привлекает внимание детей, побуждает к активному действию в ней.
Необходимые условия создаются и в группах для самостоятельной физической деятельности детей, соответст-вующая возрасту физическая среда. В каждой возрастной группе выделено место (спортивный уголок) для самостоятельных занятий и оборудовано соответствующим инвентарем и пособиями.
Проводится работа с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами физического воспитания, практическим материалом, формами и методами внедрения физкультуры в повседневную жизнь воспитанников. Стараюсь создать благоприятную атмосферу, оказывая помощь по оформлению спортивных уголков в группах.
Диагностические исследования помогают мне, как физ. инструктору проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов в физическом развитии детей.
Кроме этого хочется создать условия, обеспечивающие коррекцию отклонений в психо-эмоциональном состоянии и личностном развитии дошкольников, потому что в последнее время в дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:
• трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками
• нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.
• отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.
В связи с этим моя тема по самообразованию в этом году звучит так ««Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях введения ФГОС». Цель работы по самообразова-нию : повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных и дидактических игр.
Принимаю активное участие в методической работе учреждения, готовя стендовые доклады, мультимедийные презентации для проведения мероприятий и приветственные выступления детей.
Уже в течение 5 лет была организована работа спортивно –танцевального кружка «Здравики», так как это один из любимых детьми видов деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря танцам и спорту у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и физические способности: тембровый слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Занятия в кружке проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 12 человек.
Мои воспитанники ежегодно принимают участие на городских фестивалях-конкурсах детей дошкольного возраста: «Маленькая модница», «Маленький модник», «Юные таланты», где занимают призовые места:
• 2011 год - диплом Лауреата II степени;
• 2012 год - диплом Лауреата III степени;
• 2013 год - диплом Лауреата III степени;
• 2014 год - диплом Лауреата I степени;
• 2015 год - диплом Лауреата III степени.