Алёна Васильевна Гладкова
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования
«Приобщение детей к истокам русской культуры через образ народной куклы.»
Чем дальше в будущее уходим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлым красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Самоанализ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками. Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.
В рамках реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ мною был разработан план кружка «В стране кукол».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Сбор необходимой информации: книги, презентации, интернет, журналы и т. д
Основной этап:
Работа с родителями:
- Проведение консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».
- Создание коллекции тряпичных кукол.
-Мастер-класс с родителями изготовление куклы Колокольчик.
Работа с детьми:
1. Путешествие в прошлое куклы.
2. Изготовление бумажных кукол из конусов и бумажных гармошек.
3. Знакомство с куклами- оберегами: Колокольчик, Счастье, Северная берегиня, Подорожница, Берестушка, Ангел, Зернушка, Коляда, Пеленашка, Травница, Вербница
4. Знакомство с обрядовыми куклами: Коляда, Масленица, Веснянка, Птица.
5. Знакомство с игровыми куклами: Зайчик, Хороводница, Малышок- голышок.
6. Экскурсия в краеведческий музей.
Разработка и проведение занятий с детьми по теме.
Работа с педагогами :
1. Презентация проекта.
2. Мастер-класс с педагогами ДОУ в рамках проекта.
3. Изготовление буклета «Тряпичная кукла».
Интеграция образовательных областей:
Познавательно-речевая деятельность :
- Беседы с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка.
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Загадки о кукле.
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность :
-Слушание и заучивание колыбельных песен, потешек.
-Развлечение «Осенины на Руси».
-Лепка оберега – домовёнок Кузя для своего дома из солёного теста.
- Рисование «Кукла в национальном костюме».
-Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
- Изготовление с детьми кукол на кружковых занятиях.
Игровая деятельность :
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.
Физическо-оздоровительная деятельность :
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Баба Яга», Жмурки», «Пастух и стадо».
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности. Заключительный этап:
- Создание в группе мини-музея «В стране кукол».
-Презентация проекта на педсовете в детском саду.
Публикация в газете и на сайте детского сада.
Изготовление буклета «Тряпичная кукла».
Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».
В результате проведенной работы значительно повысился уровень знаний, умений и навыков у дошкольников по областям образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа : знают, когда появились куклы, кто и для чего создаёт куклы, из чего делают традиционную народную куклу, знают назначение обереговых (Кукла Колокольчик, Счастье, «Северная берегиня, Подорожница, Берестушка, Ангел), познакомились с бумажной куклой : из конусов и цилиндров, с куклами их бумажной гармошки, осуществляют основные операции при работе с ножницами, тканью, бумагой, понимают логические связи между куклами и обычаями.
Занятия с детьми народной куклой помогли просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формировалась усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, совершенствовалась мелкая моторика (плетение волос в косу, заматывание, завязывание узлов) – все эти качества и навыки пригодятся детям для успешной учебы в школе.
Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становились не только главными героями уже известных сказок. Ребята с удовольствием придумывали новые истории, концовки сказок, вводили новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.
Обогатили словарный запас существительными: названиями кукол, лоскут, ткань, оберег, береста, повойник, сглаз, определениями: обереговые, тряпичные, соломенные и др. ; Расширили музыкальный кругозор на фольклорной основе: народные песенки, заклички.
Моя работа не потребовала использования большого количества денежных ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоемкого оборудования. В процессе работы мы использовали природные материалы: ткани растительного происхождения, веточки, солому, сухие растения, бересту и даже землю.
Благодаря родителям у нас есть достаточное количество разнообразных лоскутов, ниток, тесьмы для дальнейшей работы.
Бесценность работы с народной куклой понять нетрудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.
Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков.
Результатами проведенной работы являются:
1. Дошкольники используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.
4. Организован мини- музей, где представлены разные куклы, изготовленные детьми: обрядовые, игровые, куклы- обереги.
Результаты диагностики на этапе завершения проекта:
у большинства детей отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;
могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;
у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение;
Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России. Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, не только получили первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их.