Получи документы

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Алёна Васильевна Гладкова
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования «Приобщение детей к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования

«Приобщение детей к истокам русской культуры через образ народной куклы.»

Чем дальше в будущее уходим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлым красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования „Приобщение детей к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.

Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками. Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

В рамках реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ мною был разработан план кружка «В стране кукол».

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Составление плана проекта, определение сроков реализации.

Сбор необходимой информации: книги, презентации, интернет, журналы и т. д

Основной этап:

Работа с родителями:

- Проведение консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народная кукла в играх современных детей».

- Создание коллекции тряпичных кукол.

-Мастер-класс с родителями изготовление куклы Колокольчик.

Работа с детьми:

1. Путешествие в прошлое куклы.

2. Изготовление бумажных кукол из конусов и бумажных гармошек.

3. Знакомство с куклами- оберегами: Колокольчик, Счастье, Северная берегиня, Подорожница, Берестушка, Ангел, Зернушка, Коляда, Пеленашка, Травница, Вербница

4. Знакомство с обрядовыми куклами: Коляда, Масленица, Веснянка, Птица.

5. Знакомство с игровыми куклами: Зайчик, Хороводница, Малышок- голышок.

6. Экскурсия в краеведческий музей.

Разработка и проведение занятий с детьми по теме.

Работа с педагогами :

1. Презентация проекта.

2. Мастер-класс с педагогами ДОУ в рамках проекта.

3. Изготовление буклета «Тряпичная кукла».

Интеграция образовательных областей:

Познавательно-речевая деятельность :

- Беседы с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом предков.

- Просмотр презентации «Русская народная кукла».

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка.

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Загадки о кукле.

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность :

-Слушание и заучивание колыбельных песен, потешек.

-Развлечение «Осенины на Руси».

-Лепка оберега – домовёнок Кузя для своего дома из солёного теста.

- Рисование «Кукла в национальном костюме».

-Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"

- Изготовление с детьми кукол на кружковых занятиях.

Игровая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Физическо-оздоровительная деятельность :

- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Баба Яга», Жмурки», «Пастух и стадо».

Музыка:

- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности. Заключительный этап:

- Создание в группе мини-музея «В стране кукол».

-Презентация проекта на педсовете в детском саду.

Публикация в газете и на сайте детского сада.

Изготовление буклета «Тряпичная кукла».

Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».

В результате проведенной работы значительно повысился уровень знаний, умений и навыков у дошкольников по областям образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа : знают, когда появились куклы, кто и для чего создаёт куклы, из чего делают традиционную народную куклу, знают назначение обереговых (Кукла Колокольчик, Счастье, «Северная берегиня, Подорожница, Берестушка, Ангел), познакомились с бумажной куклой : из конусов и цилиндров, с куклами их бумажной гармошки, осуществляют основные операции при работе с ножницами, тканью, бумагой, понимают логические связи между куклами и обычаями.

Занятия с детьми народной куклой помогли просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формировалась усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, совершенствовалась мелкая моторика (плетение волос в косу, заматывание, завязывание узлов) – все эти качества и навыки пригодятся детям для успешной учебы в школе.

Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становились не только главными героями уже известных сказок. Ребята с удовольствием придумывали новые истории, концовки сказок, вводили новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.

Обогатили словарный запас существительными: названиями кукол, лоскут, ткань, оберег, береста, повойник, сглаз, определениями: обереговые, тряпичные, соломенные и др. ; Расширили музыкальный кругозор на фольклорной основе: народные песенки, заклички.

Моя работа не потребовала использования большого количества денежных ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоемкого оборудования. В процессе работы мы использовали природные материалы: ткани растительного происхождения, веточки, солому, сухие растения, бересту и даже землю.

Благодаря родителям у нас есть достаточное количество разнообразных лоскутов, ниток, тесьмы для дальнейшей работы.

Бесценность работы с народной куклой понять нетрудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.

Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков.

Результатами проведенной работы являются:

1. Дошкольники используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.

4. Организован мини- музей, где представлены разные куклы, изготовленные детьми: обрядовые, игровые, куклы- обереги.

Результаты диагностики на этапе завершения проекта:

у большинства детей отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;

могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;

у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение;

Заключение:

Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России. Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, не только получили первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования «Приобщение детей к истокам русской культуры»
Опубликовано: 16 мая 2021 в 16:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя по теме самообразования «Приобщение детей к истокам русской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Васильевна Гладкова (УИ 441312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД