Анжелика Новоселова
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности
В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.
Темочки:
Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями, организовать качественную подготовку воспитанников к школе.
Группа, в которой я работала, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в группе я выбрала следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии предметно – развивающей среды.
Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей является одной из приоритетных. И здесь мне на помощь приходили здоровье сберегающие технологии:
Динамические паузы помогали снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).
Ритмическая гимнастика помогала укреплять физическое здоровье детей.
Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.
Пальчиковая гимнастика помогала развивать мелкую моторику рук.
Сказкотерапия позволяла понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Музыкотерапия использовалась для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.
Релаксация помогала снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.
Результат: Применение их на практике помогло детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимало психическое напряжение, успокаивало, позволяло снизить заболевания и количество часто болеющих детей.
Технологии предметно – развивающей среды.
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе была создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка : Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» - развитие мелкой моторики. Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку была предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Технология интегрированного обучения.
В своей педагогической деятельности использовала новые технологии и методы обучения дошкольников. Использовала :
- проблемно-поисковый метод на занятиях, старалась создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учила детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод являлся для меня инновационным. Он помог мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- обучение организовывала в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использовала следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
Личносто-ориентированные технологии.
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я старалась быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия проводила в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединялись с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использовала поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Предлагала детям оценивать друг друга, использовала самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживала детей с заниженной самооценкой, проводила с ними индивидуальную работу вне занятий.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе старалась отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликалась на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечала новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создавала ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживала эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создавала условия для их принятия сверстниками. В результате создавались равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладал доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе представлял собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотели идти домой и просили родителей прийти за ними позже.
Метод проектов
Метод проектов - самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители. Я использовала разнообразные технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечивала признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствовал развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умели вести диалог со взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулировали вопросы, умели понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называли источники информации, устанавливали причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети получали сведения при помощи взрослого, делали выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирали источники информации, использовали вопросы разного типа.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряла т новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною использовались как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремилась быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности я использовала все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, в своей работе я не только реализовывала обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщала воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогало мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивало интерес к литературе, театру, формировало диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизировало словарь, способствовало нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогало влиять на качество образовательного процесса и позволяло осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладало двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я старалась организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его учила передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог - это высокий профессионализм, с хорошим знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.
Теперь на моем новом поприще я постараюсь помочь другим педагогам повысить их профессиональный уровень. Надеюсь, что буду неплохим наставником, а мои знания помогут в воспитании и развитии детей в нашем детском саду.