Светлана Карачина
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности.
.
Я, Карачина Светлана Петровна- воспитатель МБДОУ №1 «Берёзка» п. Орловский Ростовской области. Образование среднее специальное. Мой педагогический стаж исчисляется с 2009 г. и составляет 7 лет.
Для этого получила среднее специальное образование в ГБОУ «Зерноградский педагогический колледж», присвоена квалификация «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста» по специальности «Преподавание в начальных классах», диплом № 61 СПА 0005577 от 29.04.2013г.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Современные изменения российского образования определили переход от учебно-дисциплинарной модели обучения и воспитания к личностно-ориентированной модели с опорой на исследования традиционных и новаторских методик обучения и воспитания. Это требует от воспитателя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности.
Поэтому в 2015г. прошла курсы повышения квалификации по программе «Теория, методика и образовательно-воспитательные технологии дошкольного образования» по теме «Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС» в объёме 72 академических часа. Удостоверение о повышение квалификации № 27 0016346 от 23.09.2015г.
В своей работе руководствуюсь: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года; СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Уставом МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»; основной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальные программы:
Программа «Родники Дона» Р. М. Чумичевой, О. А. Ведмедь, Н. А. Плахотиной; Региональная программа «Приключения Светофора»; Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой М. «Детство -Пресс» 2002г. ;
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой М. : «Карапуз- Дидактика» 2009г. ;
Программа социально- личностного развития детей «Я-Ты-Мы» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой «Детство –экспресс», М., «Мозаика-Синтез», 2003г.
Определение воспитателем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Моя работа строится на основе создания определё нных условий:
- обеспечение интеллектуально-личностного развития детей через интеграцию дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;
- обеспечение целенаправленной социализации личности ребенка: введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передача ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитание умений подчинять свои интересы определенным правилам;
- организация развивающей предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка, обеспечивающей социально-эмоциональное развитие и саморазвитие ребенка;
- подготовка к дальнейшему обучению в школе;
- координация усилий ДОУ и семьи для создания оптимальных условий развития ребенка.
- создание эмоционально-психологического комфорта детей, который проявляется в возможности самостоятельного выбора интересующей деятельности, материала, доброжелательной помощи со стороны взрослого, возможности дружеского взаимодействия со сверстниками.
Цель – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Мои задачи тесно связаны с задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития воспитанника.
Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно – воспитательной деятельности, это:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-интеллектуальное развитие детей;
-воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение его к общественным ценностям.
В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.
Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.
Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Мною оформлены развивающие и игровые зоны для совместной деятельности педагога и детей, а также для индивидуальной (самостоятельной) деятельности ребенка : учебная зона; уголок двигательной активности; ИЗО - уголок «Весёлый художник»; «Семья»; магазин «Покупочка»; мастерская «Умелые ручки»; «Гараж»; «Поликлиника Неболейкина»; парикмахерская «Ветерок»; зона экспериментирования, «Кладовая сказок», «Весёлый оркестр», «С чего начинается Родина», «Природа и дети», «Островок безопасности» и многое другое. Игровой материал регулярно обновляю. Тематика развивающих зон меняется в зависимости от возраста и интересов дошкольников. В ходе совместных игр особое внимание уделяю обучению детей договариваться между собой, самостоятельно определять и развивать сюжет игры, распределять роли, подбирать необходимые для игры атрибуты. В результате воспитанники охотно играют, принимают в игру других детей, делятся атрибутами.
Для сохранения и укрепления здоровья большое значение отвожу физкультурным занятиям, при проведении которых игровые приемы занимают приоритетное место и помогают достичь положительного результата. Мною успешно проводится цикл закаливающих и профилактических мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей. Систематически провожу утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, упражнения для развития дыхания, физминутки, спортивные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, сквозное проветривание группы в отсутствие детей, ходьбу по ребристым дорожкам, с целью профилактики плоскостопия. Особенно обращаю внимание на выработку правильной осанки.
Кроме этого, с целью приобщения детей к здоровому образу жизни, провожу беседы по ОБЖ. В результате работы по формированию ЗОЖ, мне удалось значительно снизить уровень заболеваемости детей в моей группе и повысить процент посещаемости.
Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с воспитателями нашего и других детских садов, регулярном обмене опытом:
Педсовет №3 от 28 февраля 2013 г. на тему: «Роль воспитателя в организации музыкально – театрализованной деятельности».
Педсовет № 4 от 17 апреля 2014 года на тему: «Актуальность развития познавательных интересов у дошкольников в формировании элементарных математических представлений на основе интеграции образовательных областей».
В 2014 г. выступала на педсовете № 2 от 26 ноября 2014 года с показом презентации на тему: «Предметно- пространственная развивающая среда».
В 2015 г. : май - выступление на педсовете № 4 от 26 апреля 2015 года по теме: «День Победы. 70 лет».
Декабрь, 2015 г. : - выступала на педсовете № 2 от 26 ноября 2015 года по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей».
Педсовет №3 от 25 февраля 2016 г., выступала на тему: «Создание образовательных проектов, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов и решение вопросов образования детей дошкольного возраста».
В 2016 г. участвовала в районном конкурсе «Лучший воспитатель детского сада», на котором давала интегрированное занятие в подготовительной группе «От зёрнышка до каравая», делилась опытом работы по теме своей творческой работы «Формирование духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки». Приказ №21 от 12.01.16г.
В этом же году в апреле давала открытое итоговое интегрированное занятие для воспитателей ДОУ по ориентирам освоения воспитанниками подготовительной группы основной образовательной программы «Путешествие в страну знаний», дети показали хороший уровень знаний. Приказ №38 от 19.05.16г.
22 ноября 2016г. участвовала в районном МО, на котором дала интегрированное занятие с детьми 2-ой мл. группы «Мама- солнышко моё» и выступила с докладом «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки». Приказ № 622 от 15.11.2016г.
С удовольствием посещаю все мероприятия, проводимые моими коллегами.
В 2016 году создала свою страничку на международном образовательном портале Маам (https://www.maam.ru/users/ 384366, 27 октября 2015г., свидетельство о регистрации № 698545-141-144, где опубликовала свой позновательно - исследовательский проект «Хлеб - всему голова» и конспект занятия, свидетельство № 702368-016-015 от 11.12.16г.
Моя педагогическая деятельность направлена на успех, на интересы познания. Я постоянно совершенствуюсь, учусь, иду в ногу со временем. Участвую во Всероссийских конкурсах:
Диплом 1 степени «Всероссийское педагогическое тестирование «Федеральный закон от 29.12.2012 №273» 2015г., № РТ/FZ/ 065;
Диплом 2 степени «Основы здорового образа жизни» 24.02.2015 г. ,p-26 № 02-227;
Диплом 1 степени за победу в Международной Педагогической Регате по теме «Детская литература» 03.03.2015 г., p-26 № 03-210;
Диплом 1 степени за победу во Всероссийском конкурсе «Хлеб - всему голова» с работой: позновательно - исследовательский проект «Хлеб - всему голова», свидетельство о регистрации серия 42 № 003673032 (www.smartmoms.ru), 25.05.16, СК- 86 №05/1-003;
Сертификат за участие в Общероссийской акции «Урок безопасности для детей и родителей» 2016 г. ;
Грамота за участие в Международном флешмобе «День Космонавтики» 25.04.2016 г., серия 42 № 003673032;
В 2014 году в нашем детском саду была создана комиссия «За безопасность дорожного движения». Я являюсь членом этой комиссии. Целью нашей работы является: организация работы с детьми и родителями по профилактике детского транспортного травматизма и пропаганде ПДД. Приказ №82 от 22.09.14г., приказ №80 от 19.10.15г., приказ №20/1 от 21.03.16г.
Как член комиссии я принимаю участие в съёмках презентаций по ПДД.
В 2014 году наш детский сад занял 1 место в Районном конкурсе, а позже 1 место в Областном конкурсе.
В 2015 году принимала участие в зональном конкурсе по ПДД «В будущее по безопасной дороге». 3 место, 11.11.15г.
Весной и осенью 2015 года принимала участие в съёмке видео презентации «Добрая дорога детства» и представляла её на Зональном этапе областного конкурса дошкольных образовательных организаций Ростовской области «Безопасный маршрут дошкольника», где мы заняли 3 место.
С 2014 года вхожу в состав аттестационной комиссии МБДОУ детского сада № 1 «Берёзка», приказ № 94 от 24.11.2014 года.
Избрана председателем профсоюзного комитета МБДОУ №1 «Берёзка» с декабря 2016г.
Мой труд отмечен Грамотой от Управления образования Орловского района, приказ № 357 от 15.09.2015 года.
Принимаю участие в районных и областных мероприятиях, а также в жизни детского сада.
Мои воспитанники и их родители также принимают активное участие в районных конкурсах. Занимают призовые места и получают дипломы и грамоты:
Участие в районном конкурсе «Прекрасен край поющий» 1 место 2014г. ;
Участие в выставке декоративно- прикладного искусства «Родные просторы» посвященный Дню России, 2015 г. ;
Участие в четвертом районном конкурсе- выставке художественного творчества «И дорог сердцу моему любимый уголок», 2014 г. ;
Районная спартакиада «Малютка», посвященная Дню защиты детей 3 место, 2015 г., приказ № 269 от 03. 06.2015 года;
Грамота 1 место в номинации «Лучшая ёлочная игрушка» в районном конкурсе «Мастерская Деда Мороза», 2015 г.
Грамота 3 место в номинации «Новогодняя гирлянда» в районном конкурсе «Мастерская Деда Мороза», 2015;
Диплом лауреата 1 степени пятого районного конкурса- выставки художественного творчества «И дорог сердцу моему любимый уголок, посвященный 70- летию Победы 2015 г.
Диплом лауреата 1 степени шестого районного конкурса- выставки художественного творчества «И дорог сердцу моему любимый уголок, приуроченный к Году российского кино, 01.06.16г. ;
Грамота за участие в творческом конкурсе игрушек в честь 85- летия образования службы пропаганды «Дядя Стёпа- инспектор пропагандист» (в возрастной категории 3-4 года, 2-е и 3-е место, 2016 г. ;
Грамота 1, 2 и 3- е место в номинации «Символ года 2017- Петух» в районном конкурсе «Мастерская Деда Мороза», 2016 г.
Эти мероприятия позволяют мне повышать свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей, взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработки.
Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей, с целью исключения психотравмирующих ситуаций, формирования здорового образа жизни ребёнка. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации на запланированные темы, индивидуальные беседы, оформляю папки – раскладушки по разным темам, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. Родители участвуют в оказании помощи в ремонте групповой комнаты, участка, участвуют в развлекательных и праздничных мероприятиях, принимают активное участие в конкурсах, подготовке группы к новому учебному году. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей.
Приоритетным направлением в моей работе является формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются все основные качества, формируются ответственности и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании суммы знаний, но и в развитии базовой способности личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни, основ экологически целесообразного поведения, формирования коммуникативных навыков, поведенческих структур. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, проникновения коммерциализации в духовную сферу, размывания нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни. Эта проблема является очень важной и актуальной, поэтому мною выбрана тема «Формирование духовно- нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам сказок», которая потребовала более углубленной работы. Изучение сути проблемы открыла ряд противоречий:
- между недостаточно глубоким содержанием задач по нравственному воспитанию и необходимостью вести весь процесс с учетом позиции данной проблемы;
- между низкой культурой современного общества и необходимостью прививать ее с детства;
- между неумением родителей установить правильные межличностные отношения со своими детьми и реальными трудностями в воспитании.
Очертив круг противоречий, педагогический процесс был направлен на формирования языковых и речевых способностей ребенка, умений и навыков культуры речевого общения, способов овладения детьми практического общения в различных жизненных ситуациях, на преодолении разрешение проблем, противоречий, выборов, конфликтов и столкновений, развитие нравственного чувства, сознания, привычек нравственного поведения.
Для решения данной проблемы мною разработан и реализован образовательный проект «Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам сказки», который был направлен на усвоение духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, развитие образного строя речи, обогащения словарного запаса, формированию навыков связной речи, развитию способностей детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
На протяжении четырех лет мною решались следующие задачи:
1. Определение посредствам тестирования начального и последующих уровней развития нравственных качеств у детей;
2. Рассмотрение форм и методов формирования духовно – нравственных качеств у дошкольников;
3. Разрабатывалось перспективное планирование и подбирались дидактические игры для успешного формирования нравственных качеств у детей.
Формирование духовно - нравственных качеств осуществляется мной на занятиях и вне.
У себя в группе я организовала книжный уголок «Кладовая сказок», где подобраны все необходимые книги, дидактические пособия, настольные игры для самостоятельной деятельности.
Процесс нравственного воспитания эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. В этом мне помогает диагностика.
Сравнительный анализ полученных результатов в ходе ежегодного диагностического обследования по методике «Нравственная лесенка» (Нижегородцевой Н. В.) и «Сказка» показал, что дети овладели определенными знаниями, умениями и навыками по нравственному воспитанию норм поведения; научились в игровых ситуациях ставить цели и искать их пути решения; у детей более высокий уровень самостоятельности, нравственной культуры положительных отношений; повысилась самооценка.
Таким образом, понимая значимость моей цели, системность, последовательность, в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а также рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют реализации права детей на доступное, качественное образование, направленное на всестороннее развитие каждого ребенка.
Считаю профессию педагога необычайно ответственной, и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своем развитии (как профессиональном, так и в личном). Для меня, педагог — это высокий профессионализм, с хорошим знаниями, с большим интересом и заинтересованностью к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.
В перспективе, для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего духу времени, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт. Хотела бы больше изучить вопрос личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. У вновь поступающих в группу ежегодно выявляется дефицит лексики, смысловых связей и нравственных качеств, проблемы в общении с родителями и сверстниками, поэтому одним из центральных направлений в работе мною определена проблема развития лексической системности и нравственного воспитания. На решение этих проблем буду направлять максимум усилий.
Убеждена, что ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может!