МААМ-картинки

Самоанализ педагогической деятельности на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»

Светлана
Самоанализ педагогической деятельности на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Я Нятина Светлана Ильгизаровна, работаю воспитателем в детском саду № 196 «Подснежник» 7 лет. Образование средне профессиональное в 2013 году окончила «Новосибирский педагогический колледж им. А. С. Макаренко» по специальности Дошкольное образование. Присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста.

Приоритетным направлением в нашем детском саду является работа по созданию условий для охраны и укрепления психофизического здоровья детей - как необходимого фактора формирования всесторонней развитой личности.

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности на тему „Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Коллектив детского сада стремится к решению следующих задач:

- Создание условий сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье.

-Углублять и расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

-Разработка системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учётом содержания образовательных областей согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель работы:

- Создание в детском саду здоровье сберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка.

Детский сад работает по программе «Детство» Т. И. Бабаевой. Образовательное пространство развития современного дошкольника, обозначенное в программе «Детство» включает в себя важнейшие факторы бытия: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Речевое развитие.

Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Мною разработан перспективный план работы по теме «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» через игровую деятельность. Проведена диагностика по теме «Самообслуживание детей младшего дошкольного возраста» по программе «Детство».

На ранней ступени развития для ребёнка трудом является самообслуживание. Моя задача научить ребёнка обслуживать себя самому. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие.

А. С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, что в нём формируется самостоятельность, ответственность, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то они легче адаптируются к жизни в современном обществе.

Социально–психологический климат в моей группе отличается доброжелательностью, комфортностью, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию, дети активны, работоспособны, в коллективе присутствует атмосфера радости, надежности, защищенности.

Дети отличаются высокой эмоциональностью, готовностью самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Они жизнерадостны и активны, их глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Опираясь на интеграцию образовательного процесса, провожу постоянное обновление и пополнение развивающего материала в центрах развития моей группы. Таким образом, можно утверждать, что сформированные навыки самообслуживания у детей обеспечивают благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда включает:

Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;

Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал, зона сюжетно-ролевых игр, уголок книги, спортивный уголок, уголок ряженья, уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке, театральный уголок, уголок природы,

В делении зон так же учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Работая в этом направлении, использую различную литературу по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование привычек и навыков осуществляю под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Работая по определённой мною теме, я опираюсь на программу «Детство» образовательную область «Физическое развитие», согласно которой определила цель моей работы:

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Научить самостоятельно, мыть руки, соблюдая последовательность.

2. Побуждать желание к самостоятельным действиям : совершенствовать навыки приема пищи (правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не проливать пищу, уметь быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель. Научить самостоятельно, одеваться в правильной последовательности.

3. Научить бережному отношению к вещам, игрушкам, пользоваться по назначению.

4. Формировать в играх умение самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания, одевания, еды.

5. Научить испытывать радость к чистой и красивой одежде.

Для эффективного усвоения и овладения детьми навыками самообслуживания я обращаю внимание на многократное повторение действий. Это возможно тогда, когда моя воспитательная работа не ограничивается рамками совместной и самостоятельной деятельности, но и осуществляется взаимодействие с родителями. И осуществляется комплексно: не только воспитателями, но и родителями. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.

Поэтому для продолжения работы по развитию навыков самообслуживания в домашних условиях, мною были предложены рекомендации для родителей по развитию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска. Считаю важным убедить родителей в том, что для достижения высоких результатов в области самообслуживания ребёнка с ним необходимо играть, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

При решении задач учитывала принцип дошкольной дидактики :

- принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;

- принцип последовательности, принцип систематичности, принцип повторности.

В своей работе по теме «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста» использую следующие методы и приё мы:

-Показ действий, подробные словесные объяснения, последовательность выполнения действий, результат выполнения.

-Использую в работе с детьми вопросы поискового характера, создаю проблемные ситуации на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Решая задачи коммуникации стараюсь формировать активный, пассивный словарь (дети стараются проговаривать, повторять за мной слова и выражения, стихи-рифмовки).Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Для этого я постоянно упражняю их в этой работе.

По мере формирования навыков стараюсь постоянно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Обучение детей навыкам умывания провожу постепенно. В первые дни я показываю и объясняю лишь самые простые действия (намочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Также постепенно приучаю пользоваться полотенцем: показываю, как надо держать полотенце и как вытираться.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

В процессе совершенствования навыков самообслуживания дети приобрели следующие навыки и умения :

-Научились самостоятельно мыть руки, соблюдая последовательность.

- Появилось желание к самостоятельным действиям : совершенствовать навыки приема пищи (правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, не проливать пищу, уметь быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель. Научились самостоятельно одеваться в правильной последовательности.

- Бережно относятся к вещам, игрушкам, пользуются по назначению.

-В играх самостоятельно воспроизводят цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания, одевания, еды.

-Испытывают радость к чистой и красивой одежде, аккуратной причёске.

Таким образом, дети успешно выполняют поставленные задачи.

На начальном этапе дети испытывали трудности в одевании, раздевании при этом наблюдалась неуверенность при выполнении действий, их недостаточная четкость и замедленность. При выполнении действий с мелкими предметами у детей отмечалось нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. Кроме того, дети испытывали затруднение в ориентировке в расположении предметов в пространстве. Детям было трудно сосредоточить своё внимание. Все это затрудняло формирование навыков самообслуживания. Но уже через некоторое время, благодаря систематической воспитательной работе, учитывая индивидуальный подход к детям, используя игровые методы путём художественной литературы, Интеграции образовательных областей, проведению предварительных работ, а так же учитывая возраст и индивидуальные возможности детей, всё это по способствовало достижению положительных результатов, а так же решению поставленных мною задач. Благодаря чему дети стали более уверены в себе, эмоционально отзывчивы, им нравится быть опрятными, чистыми, за столом стараются кушать аккуратно, соблюдают гигиену, стараются одеваться самостоятельно в правильной последовательности.

В индивидуальной работе с некоторыми детьми я поняла, что игровых упражнений недостаточно, поэтому пришла к выводу, необходимо помочь формировать навыки самообслуживания, и создать для этого условия в соответствии с требованиями СанПиН.

Многие родители младших дошкольников склонны занижать их возможности. Моя задача - убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитание самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребёнка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых, содержания и методы трудового воспитания в детском саду и семье.

Формируя у детей навыки самообслуживания, я не только помогаю решить возникающие у детей проблемы : во время одевания, застёгивания туфель, причёсывания, но и получаю огромную радость от общения с детьми. Во время НОД стараюсь общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я стараюсь быть в позиции «рядом».

Результатом моей работы является уровень сформированности у детей навыков самообслуживания. Дети научились разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми раннего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам). Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми, индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей.

Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах.

Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня является одной из самых важных. В связи с этим мною организована здоровьесберегающая среда в группе; оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. Здесь также активно применяю фольклор. Детям помогают расслабиться прибаутки: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.

Моя перспективная цель - продолжать формировать представления о содержании, способах выполнения отдельных действий, процессов самообслуживания связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время пищи и т. д. Расширять представления детей о предметах одежды и обуви, которые используются в процессе самообслуживания. Продолжать эмоционально поддерживать ребёнка, побуждать его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников. Привлекать детей к оценке детской деятельности по самообслуживанию. Осуществлять организацию дидактических игр и упражнений, которые обеспечивают развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания. Создавать условия и побуждать детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику. Активно поддерживать малыша поддерживать опрятный внешний вид, учить обращаться к старшим с просьбой, учить пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом. Создать благоприятные условия для развития личности и индивидуальности каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников.

Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятий Формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста в процессе игровых занятийПроведя диагностическую работу и выяснив, что.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ГН важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована.

План-конспект родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Программное содержание : Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей представления о воспитании.

Презентация «Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания» В программе «Истоки» о формировании культурно – гигиенических навыков, в частности о самообслуживании, говорится следующее: «Формирование.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.

Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста Введение Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обуславливается характером социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 15:56
+177Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ педагогической деятельности на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД