Анастасия Латышева
НОД музыкального руководителя «Путешествие по музыкальной Вологде» в подготовительной группе
▼ Скачать
Самоанализ НОД
по художественно- эстетическому развитию
на тему
«Путешествие по музыкальной Вологде»
Возрастная группа :
Подготовительная к школе группа
Автор
Латышева Анастасия Евгеньевна,
Публикация «НОД музыкального руководителя „Путешествие по музыкальной Вологде“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
музыкальный руководитель.
Музыкальное занятие было разработано и проведено в рамках проекта «Моя Вологда» с детьми подготовительной группы. Проектная работа объединила различные образовательные области. Знакомство детей с достопримечательностями Вологды, ее культурным и историческим наследием- стало единой темой всех занятий на период проекта. Использование регионального компонента нашло свое отражение и в музыкальном воспитании дошкольников.
Учитывая комплексно – тематическое планирование нашего МДОУ, разработка занятия, музыкальный репертуар, оформление зала, наглядные пособия и сама идея занятия были связаны с осенней тематикой. Путешествие по местам Вологды, где дети могут услышать музыку,проходило посредством осеннего ветерка и разноцветных осенних листьев.
Вид занятия : Сюжетно- тематическое.
Цель занятия : Создать педагогические условия для расширения и обогащения представлений детей о музыкальной культуре родного города.
При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:
- Сформировать представление о колокольном звоне- как неотъемлемой части русской культуры. Познакомить детей с колокольней Вологодского Кремля.
- -Продолжать знакомство с творчеством вологодских композиторов через активную музыкальную деятельность (исполнение песен, восприятие, музицирование на ДМИ)
- Повысить знания детей о культурных и исторических достопримечательностях нашего города.
- Закреплять понятия дирижер, оркестр, композитор, филармония, вокальная и инструментальная музыка.
- Развивать чувство ритма, тембровый слух, вокальные способности детей.
- Способствовать развитию творческого потенциала детей и эмоционального отношения к музыке.
-Воспитывать интерес к музыкальной культуре родного города.
Поставленную цель стремилась решать на протяжении всего занятия, через все основные виды музыкальной деятельности : музыкально- ритмические движения, слушание, пение, игре на музыкальных инструментах. Для реализации поставленных задач были подобраны разнообразные методы:
1. Наглядный (использования мультимедиа, оформление зала фото, показ педагога)
2. словесный (поощрение, указание, беседа, рассказ, загадки).
3 Практичеcкий (исполнение песен, танцевальная и двигательная импровизация, игра на ДМИ и т. д.).
В соответствии с ФГОС, ведущая роль отводится игровой деятельности. Так, для занятия была выбрана форма - путешествие. Дети в игровой форме с помощью осеннего ветерка перемещались в разные зоны зала, которые соответствовали определенным местам нашего города. Узнавание детьми знакомых мест, вызывало радостные эмоции и поддерживало интерес на протяжении всего занятия. Также для каждого места был подобран музыкальный материал, направленный на определенный вид музыкальной деятельности. Таким образом, в течение занятия были задействованы все виды музыкальной деятельности.
Музыкальный зал во время занятия, имел соответствующий эстетический вид и оборудование. Для того чтобы сделать занятие более продуктивным, было подготовлены следующие атрибуты и оборудование: ноутбук, мультимедиа, разноцветные листочки, музыкальные инструменты.
Занятие выдержано по структуре, имеет три части: вводную, основную, заключительную.
Музыкальное динамичное приветствие в начале занятия настроило детей на позитивный лад, способствовала установлению доброжелательного психологического климата на занятии. А новое выражение «Культурная столица Русского Севера» заставило детей задуматься, поразмышлять и вызвало интерес к предстоящему путешествию.
В построении занятия старалась правильно распределять нагрузку, учитывать психологические и физиологические особенности дошкольников. Так, новый материал (О колокольном звоне, был представлен в начале нашего путешествия. Применение ИКТ технологий и рассказ девочки из группы вызвали неподдельный интерес детей к теме. А просьба сосчитать, сколько колоколов звучит в музыкальном фрагменте, способствовало внимательному и чуткому восприятию.
В этом же блоке занятия мы исполнили отрывок песни «Осень» Понамарева в качестве распевки, украсив ее звоном колокольчиков. Нежный характер песни помог создать осеннее настроение и способствовал легкому, кантиленному пению.
Особый эмоциональный подъем вызвало посещение зоны театров.
Здесь дети с удовольствием включились в игру: двигались в соответствии с характером музыки, импровизировали в танце, проявляли творчество, принимая разнообразные образы.
Хочется отметить, что дети вели себя очень непосредственно, без стеснений и зажатости, чутко откликались на музыку.
Для поддержания интереса и активности детей, при посещении следующей зоны (Филармонии) был введен некий сюрпризный момент. И для того чтобы увидеть фотографии места, куда перенес нас осенний ветерок, необходимо было разгадать загадки. Дети успешно справились со всеми заданиями, но мне показалось, что именно в этой зоне дети испытывали небольшие трудности. Думаю, что это произошло из – за того, что именно здесь мы коснулись материала, который непосредственно связан с музыкой, музыкальными терминами. А так же эта деятельность проходила во второй половине занятия, дети начали уставать. Также отметила для себя, что некоторые дети неправильно держали инструменты и извлекали звук. Постараюсь в дальнейшей работе обратить на это внимание и исправить ошибки.
Последний листочек дети обнаружили на фотографиях с изображением нашего детского сада. Таким образом, путешествие закончилось с того места откуда началось. Дети с большим интересом разглядывали фотографии, размышляли о связи музыки и детского сада. Заключением нашего путешествия стало исполнение ранее разученной песни Т. Тераевич «Веселится детвора» .
На занятии применялись разнообразные педтехнологии: ИКТ, игровая технология, технология сотрудничества - старалась выслушать каждого ребенка, привлечь их интонацией, похвалить за правильный ответ и действие, строила общение с позиции равных партнеров, стремилась поддерживать доброжелательную эмоциональную атмосферу. Уделяла внимание на постановку корпуса детей, следила, чтобы не было утомления. (здоровьесберегающая технология).
В связи с тем, что на занятии было использовано много разных приемов и методов для достижения мною поставленных задач, то оценку занятия с детьми я провела в эмоциональном аспекте, т. е. задала вопросы: понравилось или нет занятие, и что запомнилось, какое бы место они хотели посетить вместе с родителями и друзьями. Выложенное детьми панно из разноцветных листьев, позволило увидеть предпочтения детей, что вызвало у них наиболее сильные эмоции.
Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе для детей, доброжелательной психологической атмосфере. Время занятия было немного увеличено из-за организационных моментов, и личного волнения. Считаю, что все поставленные задачи были выполнены на достойном уровне.