Маргарита Владимировна Черных
«Путешествие в страну Театралию». Конспект занятия по развитию речи через театральную деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Театралию»
Самоанализ занятия по развитию речи с элементами
театрализованной деятельности
в старшей группе
Уважаемые члены жюри, вы посмотрели занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну Театралию».
Цель: развитие речевой и эмоциональной активности детей через использование приемов театрализованной деятельности.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи.
Задачи:
Обучающие:
- формировать грамматический строй речи: обогащать словарь детей;
- учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты изображаемых персонажей;
- закреплять умение распознавать и изображать основные эмоции по слуховому восприятию текста;
- совершенствовать исполнительские умения детей в озвучивании героев знакомых сказок.
Развивающие:
- развивать внимание, память и творческие способности;
- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща при решении проблемных ситуаций.
Данное занятие разрабатывалось с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО. Одним из важнейших принципов использовала в занятии принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивало дошкольникам целостного восприятия окружающего мира.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал сундучок, билетики с заданиями, ширма, пальчиковый театр, театр «Би- Ба-Бо», карточки с эмоциями, фартук для театра. Это помогло мне раскрыть тему ярко и интересно.
Занятие проводилось с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет и состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
В I части организация детей, мотивация к предстоящей деятельности состоял из двух этапов (мотивационно-ориентировачного и поискового). На этом этапе был применён игровой проблемно – ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в страну Театралию.
Основная часть II представляла собой специально организованную и
самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Ход всего занятия основан на единой линии сюжета – выполнение заданий. Проблемные постановки заданий для детей были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.
В заключительной части использовала игровую ситуацию - возвращение в группу, где подвели итоги путешествия и где ждал детей сюрпризный момент. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
При проведении занятия я использовала разнообразные методы и приемы; а именно:
1. Словесный: художественное слово, вопросы к детям, уточнение, поощрение;
2. Наглядно-демонстрационный: ширма, театр «Би-Ба-Бо», маски, карточки с изображением эмоций, фартук для театра;
3. Практический: элементы искусства пантомимы, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, элементы искусства эмоций;
4. Игровой: игровой сказочный персонаж; путешествие в страну Театралию, организация игровой ситуации, чудесное появление объектов, воображаемая ситуация, элементы театрализации.
5. Методы обучения и развития творчества: озвучивание сказки;
6. Методы контроля: анализ выполненных заданий;
Для решения поставленных задач я использовала такие средства обучения как: Пальчиковый театр, театр «Би-Ба-Бо», музыкальное сопровождение, маски, игрушка Колобок, фартук для театра.
При проведении занятия учитывала возрастные особенности детей. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении является игра, то для реализации поставленных задач использовала преимущественно игровые приемы и методы.
Для концентрации внимания использовала приемы: голосовая модуляция (изменение тона и интонации голоса, жестикуляция). Опираясь на психологические особенности детей этого возраста (наглядно-образное мышление, я использовала наглядно-демонстрационный материал. В занятии учитывала степень нагрузки: статическое положение детей чередовалось с динамическим, поэтому сохранилась высокая работоспособность на протяжении всего занятия.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.
Форма работы – групповая и частично индивидуальная.
На протяжении всего занятия осуществляется личностно-ориентированный подход к детям, дошкольники проявляли интерес и были активны. Старалась создавать благоприятную атмосферу эмоционального комфорта. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены.
В процессе деятельности была использована физкультминутка для снятия мышечной усталости.
Таким образом, в течение занятия мне удалось установить доброжелательные и доверительные отношения с детьми.
Считаю, что поставленные задачи были выполнены, а цель достигнута.