Маргарита Бахарева
Самоанализ работы воспитателя младшей группы за 2017–2018 год
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ работы воспитателя младшей группы за 2017–2018 год
Самоанализ воспитателя первой младшей группы № 2 за 2017-2018 год
Бахаревой Маргариты Игоревны
1. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по общеобразовательной программе детского сада, которая опирается на программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. В работе использовались, методические пособия (Развитие речи 2-3 лет, Гербова, Губанова Н. Ф Развитие игровой деятельности, Соломенникова О. А Ознакомление с природой в детском саду, Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», И. А Пономорева, В. А Позина, ФЭМП, Т. М Бондаренко Практический материал по освоению образовательных областей, Формирование культуры безопасности Тимофеева Л., Играем, дружим и растем. Сборник игр Виктория Белькович, Ирина Артюхова, Изобразительная деятельность в детском саду И. А Лыкова)
Публикация «Самоанализ работы воспитателя младшей группы за 2017–2018 год» размещена в разделах
Общая характеристика группы «Цыплята».
В группе 28 человек, из них 12 девочек и 16 мальчиков. Возраст детей от 2 до 3 лет. Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Адаптация в детском саду в целом прошла успешно. Но есть несколько детей, которые в силу индивидуальных особенностей процесс адаптации проходил труднее, чем у других детей. (Раевский Максим, Саитов Абдулла, Лазарев Артемий)
Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Конфликты между детьми случаются, но разрешаются быстро. Со всеми детьми в течение года было интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты. На протяжении года большинство детей развивались согласно возрасту и показали положительную динамику в развитии.
В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе были использованы следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- личный пример взрослого;
- объекты природы;
- предметный мир;
Формы работы:
- совместная деятельность;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Анализ знаний и умений детей по всем областям показал следующее:
Образовательная область «Здоровье».
Для обеспечения условий физического развития ребенка на третьем году жизни нами был использован индивидуальный подход для каждого ребенка. За детьми в течение года был предусмотрен полноценный гигиенический уход, четкое выполнение режима, охрана жизни и нервной системы, предупреждение утомления и травматизма, развитие двигательной памяти.
Физические упражнения организовались в игровой форме на утренней гимнастике и в специально отведенные дни. Для обеспечения физического развития с учетом индивидуальных особенностей развития двигательной активности, организовались подвижные игры.
Мы учили детей играть в коллективные подвижные игры.
Методами наглядного показа и поддержки дети обучались основным навыкам личной гигиены: умению правильно мыть руки, правильно сидеть за столом. Формировались навыки самостоятельного одевания и раздевания; умения аккуратно складывать одежду, застегивать молнию, пуговицу, помогать друг другу.
Закаливание организовывалось на фоне благоприятного физического и психического состояния ребенка. Проводились воздушные ванны, длительностью от 3 до 5 минут, при переодевании.
Каждое утро проводилась утренняя гимнастика по пособию Пензулаевой «Комплексы утренних гимнастик», после сна проводилась также гимнастика, ходили по массажным следочкам, ребристой дорожке. В течении дня для релаксации выполняли различные виды само массажа под музыкальное сопровождение Железновых.
Уделялось внимание и безопасной жизнедеятельности детей в течение дня, в помещениях и на прогулке. Ежедневно проводились беседы, показывали презентации по заданной теме, дидактические игры, сюжетно- ролевые (например Пожарные, скорая помощь)
Воспитывалось чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учили быть внимательными к указаниям взрослых.
Образовательная область «Коммуникация».
Обучая малышей разговорной речи, учитывалась особенность словарного запаса и возможности ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовались все режимные моменты и бытовые ситуации.
На занятиях детей учили правильно произносить слова, понимать и обозначать словом свойства и качества предметов, уметь их обобщать, развивали артикуляционный аппарат и связную речь, учили правильно повторять сказанное и услышанное, словами передавать свои эмоции и просьбы. Правильно называть окружающие предметы, людей, животных, растения. Ежедневно выполняли артикуляционную гимнастику, которую посоветовала нам педагог – логопед детского сада.
К концу года дети научились внимательно слушать и эмоционально отзываться на сюжет художественного произведения, заучивать наизусть стихотворения размером до 10 строк.
Для реализации всех поставленных задач по разделу «Коммуникация» воспитателями изготавливались и приобретались игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим, изготавливались картотеки, подборки иллюстраций и др.
Образовательная область «Познание».
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, различать и называть времена года по внешним признакам, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание нами уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Детей учили усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Дети к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, чистить одежду, замечать непорядок в окружении. Мы учили их поддерживать естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
На занятиях дети учились рассматривать образец, выделять в нём части, определять, из каких деталей он выполнен, развивалось умение ориентироваться в пространстве, умение находить недостающие части конструкции: домика, машины, мебели.
Образовательная область «Социализация».
У детей формировались элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Мы побуждали детей к взаимодействию друг с другом и с незнакомыми взрослыми, умению без напоминания убирать свой стульчик и вещи в отведенное место. У детей развились способности видеть разные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев).
В течении года разработаны проекты: «Логоритмика» и «Использование технологий в развитии детей 2-3 лет», которые были успешно использованы в работе с детьми в течении года. Детьми успешно закреплены знания которые были донесены во время проведения проектов.
Проводились утренники в соответствии с программой: «Осень в гости к нам пришла», «Новый год», «Смотр песни и строя. 23 февраля», «Мамин праздник».
Художественно-эстетическое развитие
Младший возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому на первом собрании были поставлены цели и задачи в этой области и благодаря полноценной работе с родителями был приобретен весь необходимый материал. В центре изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность. В течение всего года весь инвентарь пополнялся.
Детям очень нравится наш музыкально-театральный центр. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. С детьми проводим музыкальные игры «Угадай, на что похоже», «Тихо - громко» и т. д. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутам.
Большое значение в младшей группе имеют дидактические игры, так как они развивают сенсорные способности детей. В разные режимные моменты и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете предметов (собирали пирамидку, башенки, матрёшку, мозаику). Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»); слуховой дифференциации («Что звучит?», «Чей голосок?»); тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек», «Тёплый – холодный» и др., мелкой моторики рук (игрушки с пуговицами, кружками, шнуровкой и т. п.). Обогатили дидактический материал новыми играми сделанными своими руками «Части суток», «Назови домашних животных», «Что бывает квадратной и прямоугольной формы», «Найди свой цветок»… и дополняли в течении учебного года раздаточный материал.
Для развития мелкой моторики в группе есть зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.
Применяю современные педагогические технологии.
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника
№ п/п Современные образовательные технологии и методики Цель использования технологий и методик Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности Результат использования технологий и методик
1.
Технология проблемного обучения
Исследовательская деятельность Активизировать образовательную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности. Мы проводим опыты в исследовательском уголке, осуществляем исследовательские проекты, наблюдаем, экспериментируем в живой и неживой природе.
Стараюсь строить образовательную деятельность таким образом, чтобы дети актуализировали накопленный опыт и знания, применяя исследовательские методы обучения в детском саду. Развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.
2. Здоровьесберегающие технологии Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Во время образовательных мероприятий провожу физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме НОД. Для укрепления здоровья детей применяю различные методы закаливания: хождение по дорожкам здоровья после дневного сна, хождение босиком, выполнение гимнастики после сна, обширное умывание, закаливание солнечное и воздушное. Провожу с детьми беседы и НОД, посвящённые здоровому образу жизни (дети получают элементарные знания о профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью). Провожу с детьми упражнения, способствующие профилактике различных заболеваний (плоскостопия, нарушения осанки, обучаю элементам самомассажа, психогимнастики и релаксации. Развитие всех систем организма, усиление концентрации внимания, улучшение интеллектуальных возможностей.
3. Технология проектной деятельности
Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать; формирование умения договариваться и работать в команде. Реализация технологий проектирования — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Я готовлю предварительный план решения. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппе или коллективно при участии взрослого они определяют продукт своей деятельности.
В работе с детьми применялись исследовательские, творческие, игровые. Проекты осуществлялись как внутри одной возрастной группы, так и совместно с другой возрастной группой. Проекты осуществлялись как и в пределах нашего ДОУ, так и в контакте с другими учреждениями. По количеству участников проекты были индивидуальные и групповые, краткосрочные и долгосрочные. Культурное развитие ребёнка, развитие взаимоотношений ребёнка с воспитывающими взрослыми, участие родителей в совместном с воспитателями введении ребёнка в мир культуры.
4. Игровые технологии.
Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
В организованной образовательной и самостоятельной деятельности постоянно использую игры разного назначения:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- игры, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. С помощью игр дети легко осваивают сенсорные эталоны, развиваются восприятие, память, внимание, мышление. Так же игры формируют и взаимоотношения детей в группе.
5. Элементы методики М. Монтессори. Побуждать ребёнка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Использование игр Монтессори в различных видах деятельности.
«Коробочки с запахами», «Шершавые буквы», «Рамки и вкладыши», «Овощи их семена», «Угадай на вкус овощи, фрукты, напитки», «Порядок появления плода», «Кто где живет?»», Четвертый лишний», «Строение человека», «Животный мир», «Сложи из палочек», «Геометрические тела», «Собери бусы» и т. д. Развитие моторики и сенсорики.
6. Технологии развивающего обучения Разностороннее и гармоничное развитие личности и ее способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, творчески активной личности. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка и их реализацию.
Использование развивающих игр в процессе НОД и в режимных моментах: кубики Никитина, логические игры и головоломки. Ребёнок вовлекается в различные виды дея-тельности. У детей возникают потребности в новом понятии или способе действия.
7. ИКТ-технологии Формирование системы мыслеобразов. Сокращение времени обучения, высвобождение ресурсов здоровья детей. Мультимедийные презентации позволяют представить материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения.
Применяю современные педагогические технологии.
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника
Образовательный процесс стараюсь строить в соответствии с дидактическими принципами:
· Принцип доступности;
· Принцип равенства всех участников образовательного процесса ;
· Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность;
· Принцип проблемности в обучении (проблемный характер заданий);
· Принцип вариативности;
· Принцип диалогичности.
Работа с родителями.
В течение года проводилась активная работа с родителями: мы планировали работу по консультированию родителей, проведению родительских собраний, в группе постоянно обновлялся материал в родительском уголке в соответствии с сезоном, по ПДД, правилам безопасности, оздоровлению, и др. Проводились консультации:
• «Адаптация к детскому саду»,
• «Кризис 3 лет»,
• «Особенности развития ребёнка третьего года жизни»,
• «Зачем читать ребенку»,
• «Перечень литературы для детей 2-3лет жизни»,
• «Как научить ребенка дружить»,
• «Безопасный Новый Год» и т. д.
Совместно с детьми организовывались различные выставки для родителей (наши мамы, ко Дню Матери, Пасха, День Защитника Отечества, День Победы. Родители активно участвовали в проектах, которые организовывали в группе.
В начале года провели родительское собрание «Особенности детей 2-3 лет жизни». Собрание было очень интересным, посетило большинство родителей детей нашей группы.
Выявленные минусы ушедшего года:
Не все родители уделяют того внимания, какого хотелось бы нам, к рекомендациям воспитателя по оздоровлению, обучению детей.
Тема самообразования:
«Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста».
Проведено множество мероприятий, занятий, бесед, игр, как внутри группы, так и с детьми других групп.
В следующем учебном году планирую:
Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 4-5 лет, умением применять их в общении.
Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей, принимать активное участие в методических мероприятиях города и ДОУ, самосовершенствоваться в ИКТ, развивать в детях творчество, активность для достижения дальнейших успехов.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути в деле воспитания и обучения детей, сотрудничества с родителями воспитанников.