Ирина Мовилян
Аналитический отчет о работе логопедической службы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет о работе логопедической службы в ДОУ
Основными задачами работы логопедического пункта на 2012-2013 учебный год являлись:
• своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
• определение их уровня и характера;
• устранение этих нарушений;
Публикация «Аналитический отчет о работе логопедической службы в детском саду» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
• распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников и родителей.
Вся работа логопедической службы осуществлялась по следующим направлениям:
• диагностическому;
• коррекционно-развивающему;
• консультативно-профилактическому;
• методическому
Цель: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.
В начале учебного года было обследовано 69 человек из числа воспитанников старшего дошкольного возраста (49% от общего числа воспитанников ДОУ).
Из них 50 человек имеют нарушения речи различной этиологии и степени выраженности дефекта (72,4 % от числа обследованных). На логопедические занятия были зачислены 25 детей старшего дошкольного возраста.
Старшая группа - 5 человек
Старшая разновозрастная – 8 человек
Подготовительная - 12 человек
Условно эти дети были разделены по трем группам в зависимости от степени тяжести речевого нарушения. Первую группу составили дошкольники, у которых отклонения в речевом развитии касались только дефектов произношения фонем (11 человек с речевым заключением «Фонетические нарушения»). Коррекционное воздействие в этом случае ограничивалось постановкой и автоматизацией звуков. Вторую подгруппу составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (7 человек). Поэтому в ходе коррекционного обучения решались, следующие задачи:
1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Формирование правильного произношения фонем.
4. Развитие моторики кистей рук.
5. Развитие звукового анализа и синтеза
6. Работа по формированию словаря, грамматически правильной речи, развитию связной речи.
К третьей группе были отнесены дети с ОНР 2-3 уровня и дизартрией - 7 человек. С этим детьми коррекционная работа проводилась последующим направлениям:
1. Подготовка артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков
- артикуляционные упражнения
- упражнения для развития сильной направленной воздушной струи
2. Формирование фонетической стороны речи:
- произношение изучаемого звука;
- развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
3. Формирование лексико-грамматических категорий :
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря.
За основу брались лексические темы, согласно годовому плану.
Динамика на конец учебного года:
Фонетические нарушения: с нормальным звукопроизношением выписаны 7 человек, с улучшениями – 4.
Фонетико-фонематические нарушения: с нормой выписаны 3 человек, со значительными улучшениям – 4 человека.
Общее недоразвитие речи – значительные улучшения у 6 человек. У одного ребенка вследствие нарушения коммуникативной функции речи положительной динамики нет.
Родителям детей даны необходимые рекомендации для закрепления речевых навыков и предупреждения появления вторичных нарушений. Сведения о детях из состава логопункта переданы учителям-логопедам школьных логопунктов.
Результаты диагностики и исправления речи представлены в следующих документах: речевых картах, индивидуальных программах коррекционного сопровождения, в журнале обследования речи детей.
Направления деятельности и формы работы учителя-логопеда
1. Диагностическая деятельность
1) Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.
2) Объективное логопедическое заключение и составление индивидуальных (подгрупповых) планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.
3) Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование
4) Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе воспитанников, занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Вывод детей из состава логопункта.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Проведение индивидуальных (подгрупповых) логопедических занятий по:
а) формированию правильного звукопроизношения :
б) формированию фонематических процессов;
в) формированию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в реречевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, сосовершенствованию всех психических процессов.
3.Консультативно-профилактическая деятельность проводилась в течение года.
систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями и педагогами;
помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала для закрепления правильных произносительных навыков с детьми дома;
размещение информации в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем (стенды «Логопед советует», «Речевичок»). Смена материала осуществлялась 1 раз в месяц.
предоставление информационных буклетов с заданиями по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях (буклеты «Играем и учимся» в рамках тематической недели)
Для воспитателей были организованы следующие мероприятия:
Сообщение «Культура речи педагога ДОУ»
Консультации «Развитие речи детей в процессе занятий художественным творчеством»
Деловая игра «Много знаем - красиво говорим»
Для родителей:
Родительские собрания в подготовительной и старшей разновозрастной группах ДОУ:
№1 Темы: «Давайте знакомиться», «Особенности работы логопункта при МКДОУ №2»
№2 Тема: «Итоги за первое полугодие»
№3 Тема: «Как автоматизировать поставленные звуки в домашних условиях»
№4 Темы: «Результаты совместной деятельности за год», «Приемы, позволяющие закрепить полученные навыки четкого звукопроизношения»
4. Методическая деятельность.
1. Посещение методических объединений учителей –логопедов района
2. Участие в конкурсах
Муниципальный конкурс логопедических кабинетов
Всероссийский интернет-конкурс «Современный детский сад»
3. Работа по теме самообразования «Знакомство дошкольников с многообразием слов русского языка». Этап 1: «Знакомство дошкольников с фразеологизмами»
Вывод:
Работа логопедической службы в ДОУ за прошедший учебный год была активной и продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики, по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.
Учитель-логопед: Мовилян Ирина Павловна