Саенко Марина
Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Саенко М. А, Медведева Т. А.
Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений.
С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С шелестом листьев, с пением птиц, со звоном ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой мир. Передо мной встала задача помочь малышам познать окружающую их природу, почувствовать ее красоту – в тот период, когда интерес особенно велик. Дети должны знать, что от всех нас вместе зависит, будут ли завтра рыба в реках, звери в лесу, птицы в лесах, садах и парках, а на лугах цветы.
Публикация «Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Человеку трудно прожить без красоты, не случайно мы хотим, чтобы на площадке детского сада было красиво, чтобы каждый мог любоваться цветами, деревьями.
Помните!
Звери, лес, трава, цветок и птица –
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. Детям интересно говорить о том, что они понимают, о чем могут рассуждать, раздумывать? Конечно, на прогулках дети чувствуют себя раскованно, свободно. Прогулки позволяют мне не только учить детей набираться знаний в природе, но и воспитывать их. Идя на прогулку, стремлюсь к тому, чтобы она преследовала определенную цель с учетом ярких образов. А яркость и образность стараюсь подчинить содержанию беседы. Важно, чтобы дети не только умели слушать, но и слышать речь воспитателя. Вопросы должны будить мысль ребенка, заставлять его самого приходить к определенным выводам, поэтому их ставлю точно и четко, без лишних слов. Ответы детей не должны сводиться к словам «да» или «нет». Не требую от детей немедленного ответа на вопрос, надо дать детям подумать.
Вопросы следует ставить в определенной последовательности, один вопрос должен быть продолжением предыдущего, как бы вытекающим из него. Конечно, при составлении вопросов обязательно учитываю общее развитие детей и конкретные знания.
Ранней осеню в теплый солнечный день обращала внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена, а с приходом холодных дней подчеркиваю, что деревья стоят потускневшие, усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Спрашиваю у детей : «Как вы думаете, почему это происходит?» Ребята делают самые разнообразные предположения, вкладывая в них те знания, которые у них есть. Затем предложила детям послушать сказку Ю. Дмитриева «Зеленое и желтое». Разобрав сказку в доступной форме, дети получили сведения об изменении окраски листьев осенью.
Повышению познавательной активности детей на прогулках служат дидактические игры : «Узнай дерево по листу», «Что изменилось в природе?» и другие.
Часто спрашиваю:
-Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?
-Что интересного увидели в природе, когда шли в детский сад?
Вот о чем рассказали дети:
«Когда мы с мамой шли в детский сад, т я заметил кустарники, которые были покрыты мокрым снегом. Им было тяжело над ним. И они выглядели так, словно стоят старушки в широких юбках, склонив и опустив руки вниз.
Ваня А.
«Я слышала, как голые деревья жалобно стонали от холодного ветра.
Света О.
Я видел, что в кормушке гостили воробьи и весело чирикали. Я спросил у мамы: «Почему им весело?» Мама ответила, что сыты.
Тема Б.
Каждый ребенок поделился своими наблюдениями и был отмечен только похвалой.
Постоянно довожу до сознания детей, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – осенние, зимние холода. Дети пришли к выводу, что птицы улетают на юг не из-за холодов, а из-за отсутствия корма. К концу лета в воздухе становится мало насекомых. Стрижам, ласточкам, журавлям становится голодно, поэтому они первыми улетают.
Ушло тепло с полей
И стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.
В беседе с детьми выяснили значение слов (клин, вожак, несмышленый). Журавли летят клином, что есть у стаи вожак. Медленно, медленно плывут они над землей, держась так высоко, что звуки журавлиных голосов доносятся неясным хором. Это была осенняя песнь, которую улетающие журавли оставили людям.
Конечно, грустно, что птицы улетают, но они обязательно вернуться к нам.
Остаются те птицы, которые могут прокормиться, однако и им надо помочь.
Читаю стихотворение А. Яшина «Прокормите птиц зимой»
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть ода нужна.
Горсть одна – и не страшна.
Будет им зима.
Дети сами обратили внимание, что с приходом холодов оживление в птичьих столовых.
Обращаю внимание детей на правила подкормки птиц!
1. Во время подкорми птиц не сорить: не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты.
2. Кормушки для птиц должны быть скромными.
3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена, крошки хлеба, кусочки несоленого сала.
4. Кормить птиц нежно регулярно.
Прошу детей подумать :
-Какие еще правила поведения у птичьей кормушки вы можете добавить?
Предлагаю детям подумать и отгадать, о каких птицах загадки?
1. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»
(Дятел)
2. Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(Сорока)
3. Грудка ярче, чем заря,
У кого?
(У снегиря)
4. Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!»
(Воробей)
5. Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
(Дятел)
6. За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птице стало.
(Синица)
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
- Как-кар! (Ворона)
- Чик-чирик, чив-чив! (Воробей)
- Ча-ча-ча! (Сорока)
- Курлы-курлы! (Журавль)
- Синь-синь-синь! (Синица)
- Рюм-рюм-рюм! (Снегирь)
Таким образом, каждая прогулка, по-моему, должна удовлетворять потребности детей не только в движении, но и в познании живой природы, которая окружает нас и зависит только от нас.