Марина Мишина
С физкультурой в дружбе. Использование разных форм проведения занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
С ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ДРУЖБЕ. Использование разных форм проведения занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Занятия по физической культуре являются одним из компонентов целостного двигательного режима в дошкольном учреждении. Каждое занятие должно ориентироваться на главную цель — формирование и развитие личности реб нка — и представлять собой заверш нное целое, логически и психологически связанное с предыдущим и последующим занятиями. Эффективность физкультурных занятий во многом определяется пониманием их значимости, умением педагога ч тко ставить программные задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Содержание и методика занятий должны отвечать психологическим и возрастным особенностям дошкольников. Влияние физических упражнений на детей должно быть достаточно разносторонним. Педагогу необходимо следить за такими показателями, как точность выполнения движений, систематичность и прочность усвоения детьми знаний и умений. Новые знания и умения должны хорошо сочетаться с опытом воспитанников, побуждать их к решению вс более сложных двигательных задач. Особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников активности, самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Педагоги дошкольных учреждений ищут пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию реб нка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения занятий по физической культуре. Ниже рассматривается специфика содержания наиболее распростран нных форм проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Публикация «С физкультурой в дружбе, Использование разных форм проведения занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Учебно-тренировочное занятие
Занятия учебно-тренировочной формы проведения способ ствуют совершенствованию функциональных возможностей организма и его устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, становлению и развитию костно-мышечной системы, накоплению энергетического потенциала. Содержа тельный компонент таких занятий составляют циклические движения (ходьба, бег, лазание, ползание, элементы гимнасти ки, акробатики, лёгкой атлетики, а также упражнения, направ ленные на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координационных и скоростно-силовых спо собностей. В подготовительной части занятия активно используются строевые, циклические упражнения, подвижные игры средней интенсивности, упражнения на внимание. В зависимости от за дач занятия эти элементы варьируются по уровню физической нагрузки. В основной части реализуются задачи обучения и закрепления двигательных умений и навыков, развития фи зических качеств, обогащения двигательного опыта детей. В заключительной части акцент делается на подвижных играх и игровых упражнениях малой интенсивности, упражнениях релаксационного характера, дыхательной гимнастике
Учебно-тренировочные занятия бывают четырёх типов: обу чающие, закрепляющие, смешанные и контрольно-учётные. Обучающие занятия направлены на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным и подвижным играм, разнообразным упражнениям, знакомство с техникой выполнения разных видов движений и т. д.). Закрепляющий тип занятий основан на повторении ранее усвоенного материала, но может включать в себя и усложнённые варианты двигательных заданий. Особое внимание на них уделяется правильности вы полнения каждого элемента. Занятия смешанного типа предпо лагают обучение новым движениям и закрепление разученных ранее. Занятия контрольно-учётного типа направлены на оценку уровня сформированности основных движений и уровня разви тия физических качеств. Основная задача таких занятий — выяв ление ошибок в технике выполнения движений и их устранение. Результаты, показанные детьми, фиксируются анализируются и сопоставляются с ориентировочными показателями для данного возраста. Это даёт возможность проследить динамику показате лей уровня физической подготовленности для каждого ребёнка, а также позволяет спрогнозировать дальнейшую работу с ним. Вводная и заключительная части контрольно-учётного заня тия могут быть сокращены, в основной части сняты общеразви- 41 вающие упражнения и увеличено время на основные движения. В течение учебного года занятия такого типа проводятся не менее двух-трёх раз. На учебно-тренировочных занятиях можно делить детей на подгруппы и использовать дифференцированные двигательные задания, которые разрабатываются с учётом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, уровня физической под готовленности и уровня двигательной активности дошколь нико
Сюжетное занятие
Сюжетное занятие состоит из разных видов движений и игровых упражнений имитационного характера, объединённых в целостный сюжет («Поход», «Гимнасты», «Пожарные», «Спорт смены», «Моряки» и т. д.). Использование сюжетных занятий помогает закреплять у детей двигательные умения и навыки в наиболее привлекательной для них игровой форме. Такие занятия воспитывают у дошкольников творческие способно сти, развивают воображение, формируют целенаправленную двигательную активность, способствуют появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия. В содержательном плане это подбор упражнений, объеди нённых общим замыслом и последовательно раскрывающими его действиями. Смысловой основой такого занятия может быть хорошо знакомое детям художественное произведение, сюжет которого адаптируется к динамике физкультурного занятия. Темой сюжетного занятия может быть обыгрывание впечатле ний от специально организованных наблюдений за животными («Весёлые котята», «Лошадки», «На лужайке прыгают зайки», яв лениями природы («Снежок — мой дружок», «Весенние забавы», «Встреча с вьюгой», общественной жизни («Юные спасатели», «На ракете — в космос») и даже на предмет физкультурного оборудования («Весёлый мяч», «Волшебный обруч»). Периодическая повторяемость одного и того же сюжета за висит от того, насколько привлекательным для детей оказалось конкретное занятие. При повторном проведении необходимо наращивать сложность двигательных заданий, разнообразить способы действий. Также, как и учебно-тренировочное, сюжет ное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения и игры малой интенсивности в заключительной части. При условии твор ческого подхода педагога из любого учебно-тренировочного занятия можно сделать сюжетное.