Оксана Зимина
С детьми играем — речь развиваем (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться?
Публикация «С детьми играем — речь развиваем (из опыта работы)» размещена в разделах
Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь.
Поэтому развитию речи в нашем детском саду уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Основным видом деятельности в нашем детском саду является игровая деятельность. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, учится общаться и дружить. И главное в этом служит речь ребенка. Насколько она будет правильной, от этого зависит и будущее маленького человека.
Работа над развитием речи проводится в образовательной деятельности, во всех режимных моментах и в создании предметно - развивающей среды. С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены книжные уголки, уголки природы, мини-лаборатории, спортивные уголки. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На занятиях всеми педагогами д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах познавательно-речевого развития детей проведен ряд мероприятий:
Педсоветы на темы «», «Экологическое воспитание дошкольников», «Приобщение дошкольников к русской народной культуре», «Роль детской книги в речевом развитии детей», теоретический семинар «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики», семинары-практикумы «Воспитание сказкой», «Развиваем речь детей».
Консультации: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», «Исследовательская деятельность детей», «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения», «Формы работы по приобщению детей к чтению», «Беседа. Ее значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада», «Формирование у дошкольников нравственно-эстетического отношения к окружающему миру средствами художественной литературы».
Для успешного развития речи в детском саду проводятся:
конкурсы на лучший физкультурный уголок, природный уголок, на лучшую организацию и содержание речевой среды в группе, информационных стендов по развитию речи.
Реализуются проекты «Мое имя», «Фруктовый марафон», «Мы едем, едем, едем…», «Знакомим детей с творчеством Виталия Бианки», «Дело в шляпе» и др. В процессе работы над проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно-речевого развития дошкольников.
Во всех группах детского сада реализуется программа О. С. Ушаковой по развитию речи. Имеется методическая и детская художественная литература, наглядный материал, игрушки для проведения занятий по развитию речи.
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через: оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп, разработаны рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей, которые оформлены в виде буклетов «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье», «Создание предметной среды», методичек, лэпбуков, брошюрок. Проводился семинар - практикум: «Хорошая речь – слаще меда», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками» и др. Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка», «Новогодняя красавица», индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей. Показ открытых занятий по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром, по экологии. Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Для развития речи у детей дошкольного возраста необходимо каждому воспитателю соблюдать условия, которые повысят эффективность работы с детьми, это:
1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
3. Создавать соответствующую обстановку.
4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы все психолого-педагогические условия для полноценного познавательно-речевого развития дошкольников.