Трушина Ольга
Конспект занятия «Рыбное — город железнодорожников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Создать условия для расширения представлений детей о городе Рыбное как большой железнодорожный узел.
Задачи:
-Расширять и закрепить представления детей о железнодорожных профессиях (путейцы, дежурный по вокзалу, диспетчер итд, о правилах безопасности на железной дороге;
-Воспитывать интерес к профессии и любовь к родному краю, вызвать желание детей в будущем работать на железнодорожном транспорте.
Публикация «Конспект занятия „Рыбное — город железнодорожников“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
-Развивать логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику, память, связную речь детей, умение выразительно читать стихотворения о железнодорожных профессиях, отвечать полными и распространенными предложениями.
Словарная работа: Активизировать употребление в речи детей названия предметов железнодорожного транспорта и профессий.
- создание «Словаря будущего железнодорожника».
Предварительная работа:
Социально-коммуникативное развитие:
Проведение мини-бесед с детьми
-«Рыбное -город железнодорожников»,
-«Для чего нужна железная дорога»,
-«Железная дорога-самая надежная дорога»,
-«Мои родители- железнодорожники»,
-«Я будущий железнодорожник»,
-Презентация «Железнодорожная организация локомотивное депо г. Рыбное»,
-«Что мы видели на вокзале?»,
-«Зачем нужно знать правила безопасности?»
-Экскурсия на железную дорогу,
«Сигналы, регулирующие движение» …
-Сюжетно-ролевые игры «Вот поезд наш едет,», «Мы едем, едем, едем…»
-Дидактические игры, словесно-речевые игры.
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
-«Электричка прибывает на станцию Рыбное»,
Лепка
-«Поезд»
Речевое развитие:
-Чтение худ литературы:. чтение книги С. Я. Маршака «Багаж»
Материалы и оборудование:
Презентация «Железнодорожные профессии», презентация «Железнодорожная организация локомотивное депо», иллюстрации с правилами, ноутбук, проектор, колонка, звукозаписи, фотографии связанные с железной дорогой города Рыбное с работой родителей на железной дороге, светофор, обручи к игре «железная дорога», галстуки, стрелки.
Ход занятия:
Музыкальная импровизация детей под детскую песенку «Все профессии»
Воспитатель:
-О чем песенка (о профессиях)
-Узнали вы в песенке профессии своих родителей? (да)
-У кого родители работают на железной дороге? (у меня.)
Ребята а вы знаете что наш родной город Рыбное — крупный железнодорожный узел на Рязанском направлении Московской железной дороги. Пассажирское железнодорожное сообщение обслуживает вокзал города Рыбное, расположенный на узловой станции. Здесь также находится вагонное и локомотивное депо, а также соединительная линия со станцией Узуново Павелецкого направления.
В границах станции находятся 4 пассажирских платформы (остановочных пункта) для пригородных электропоездов (с севера на юг): одноимённая пл. Рыбное (неофициальное название Рыбное-Пасс.) пл. Ходынино пл. 184 км (Локомотивное Депо) пл. Рязань-Сортировочная (неофициальное название Жилые Дома).
Работают маршруты электропоездов: Москва-Казанская — Рязань-1 / Рязань-2; Голутвин — Рязань-1, Дивово — Рязань-1, Рыбное — Рязань-1 (более короткие маршруты главного хода); Узуново — Рязань-1 (единственный маршрут по хордовой линии из/на Узуново).
Воспитатель:
А сегодня мы с вами отправимся в путешествие….
(звучат позывные поезда, который отправляется в путь)
Прослушивание песни о железнодорожниках с просмотром слайд-шоу (фотографии о нашей экскурсии на железнодорожный вокзал к переходу, фото-работы пап на железной дороге, сюжетно-ролевые игры детей в группе и на участке, фото людей железнодорожных профессий).
Воспитатель:
-У многих детей папы работают на железной дороге, и сегодня они прислали письмо, чтобы посвятить вас в железнодорожники. Вы хотите стать железнодорожниками? (да) Для этого вам надо пройти испытания, которые приготовили ваши родители. (конверт с заданиями на стрелках, с помощью которых после выполнения испытаний дети должны собрать железную дорогу)
Приступим к выполнению заданий?
1стрелка:
Чтобы достойными железнодорожниками стать
Картинки профессий должны вы собрать и назвать.
-собрать картинки пазлы, определить железнодорожные профессии (машинист, путеец, дежурный по вокзалу, осмотрщик)
-как называется транспорт, который обслуживают люди железнодорожных профессий (наземный, железнодорожный-пассажирский, грузовой).
Дидактическая игра «Ездит-летает-плавает»(виды транспорта)
2 стрелка
-Расскажите, о каких профессиях вы мечтаете?
Ребенок:
Путейцу
В своих оранжевых жилетах
Под солнцем и в ночных огнях,
Вы и зимой, и жарким летом
Работаете на путях.
Проверки стыков, шпал и гаек.
Осмотр колес и тормозов…
Есть молоточек и фонарик…
Они расскажут все без слов.
Ваш труд тяжел – итог всем ясен;
И пассажиры будут знать.
Что путь их будет безопасен,
Аварий можно им не ждать.
Путейцы всё везде проверят,
Все неполадки устранят.
Им машинисты свято верят:
Они всегда за всем следят
(В. Захаров)
Воспитатель:
- От работы обходчика зависит состояние рельс, шпал, переездов. Как
пограничник на заставе, обходчик должен ежедневно обходить вверенный ему участок дороги
Работа путейца тоже требует силы, выносливости, умения работать с различными инструментами.
Много железнодорожных профессий наших родных и знакомых
нам предстоит узнать монтера, механика, осмотрщика вагонов кассира билетной кассы, диспетчера и проводников.
А сейчас продолжим знакомиться с профессиями железнодорожников.
3 стрелка
Ребенок:
Машинист
Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне,
За вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.
Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой 12-ти колесный
Самый скорый тепловоз.
Воспитатель:
Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор –пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет, свободен ли путь.
Воспитатель : А теперь ребята загадают загадки о профессиях.
ребенок:
Целый день я все хожу
По колесам все стучу
Неполадки устраняю
В путь вагоны отправляю. (осмотрщик вагонов)
ребенок:
Предъявите свой билет!
Пассажиры без задержки
Предъявляют их в ответ. (контролер)
ребенок: Пропускает поезда,
Знает все- кому, куда?
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит.
Через станцию пропустит,
Все запомнит, не упустит. (дежурный по вокзалу)
ребенок:
Без меня вам никто не продаст билет,
И в вагон вы не зайдете.
И тогда вы не объедите весь мир.
Если у меня его не приобретете? (кассир)
-А у нас есть билетная касса на вокзале? (да)
Где наши жители приобретают билеты на проезд? (на кассе)
4 стрелка
Физминутка: Звучит веселая песенка «Паровозик чух-чух».
5 стрелка
Азбуку правил безопасности помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ведущая: У меня в руках жилет безопасности.
-Для чего он нужен на железной дороге? (для того что бы человек был виден)
Ребята расскажут правила безопасности.
(Дети называют правила и передают жилет безопасности из рук в руки).
1 Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом.
2 Переходить железнодорожные пути следует по надземному, подземному переходам или по деревянным настилам.
3 Не ходите по железнодорожным путям.
4 Не стойте у края платформы и ни в коем случае не прыгайте с платформы на пути.
5 Если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под вагонами стоящего поезда.
6 : Если ты едешь в электричке: не пачкай сиденья вагона, не бросай мусор в окно.
7 Не высовывайся в окно, разговаривай тихо, чтобы не мешать другим.
8 Если ты садишься в электричку, то сначала выпусти пассажиров из вагона, а потом заходи сам.
6 стрелка
На железной дороге работают сильные и ловкие люди. И я вам предлагаю закаляться, с детства спортом заниматься.
Воспитатель: Вот мы сейчас и увидим, какие вы сильные и ловкие.
Игра «Кто быстрее приедет на станцию»
(На ковре разложены обручи- станции). Около каждого стоят 3-4 ребенка. По красному сигналу светофора «Беги», команда бегает вокруг обруча. (По зеленому сигналу светофора команда «В обруч», дети прыгают в обруч и приседают).
7 стрелка
Всем советуем дружить.
Ссориться не смейте:
Без друзей вам не прожить
Ни за что на свете.
Дети исполняют песню «Песенка крокодила Гены».
8 стрелка
Домашнее задание
«Словарь будущего железнодорожника».
Отгадайте, что это? –
несколько вагонов, прицепленных к локомотиву (поезд);
- мощные стальные полосы (рельсы);
- место остановки поезда (железнодорожная станция);
- место, откуда для пассажира начинается железная дорога (вокзал);
- основной документ пассажира (билет);
- хозяин пассажирского вагона (проводник);
- закон для отправления и прибытия поездов (расписание);
- все то, что принадлежит пассажиру (багаж);
- пассажирская платформа (перрон);
- полосатый загородительный брус, установленный на железнодорожном переезде (шлагбаум);
- постоянные сигналы, которые стоят вдоль железной дороги, приказывая или остановить поезд или продолжать движение (семафор);
- путевые машины для вывоза снега со станции (снегоуборочные машины);
- вагон, в котором перевозят нефтепродукты, пищевые и сыпучие грузы (цистерна);
- деревянные и железобетонные брусья, на которых лежат рельсы (шпалы).
Дети сопровождают ответ показом картинок.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
9 стрелка
Вот и выполнили все испытания и преодолели препятствия по стрелочкам- нужно по номерам соединить железнодорожные пути, чтобы мы могли все вместе путешествовать (коллективная работа детей).
Ведущий: А теперь торжественный момент нашего посвящения.
(Под музыку детям повязывают галстуки)
ребенок: Да, железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий, -
Машиниста и кассира,
Грузчика, проводника,
Всем почетна и важна!
ребенок: Благодарность всем большая
И успешного труда.
Пусть работа будет в радость
И поет всегда душа!
Ребенок: Спасибо железнодорожникам!
Железную дорогу Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролёр,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
Воспитатель:
Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Достаточно свой труд любить.
Воспитатель:
-что вы сегодня интересного узнали (город Рыбное большой жд узел и о профессиях железнодорожников)
Воспитатель:
-какие профессии железной дороги узнали (машинист, путеец, дежурный по вокзалу, диспетчер итд)
Воспитатель:
- Кто в будущем планирует быть железнодорожником (я)
Воспитатель:
-Как здорово что в нашем городе в будущем будет новое поколение железнодорожников! Я вам желаю что бы ваши мечты сбылись!
-До новых встреч!
Используемая литература: Образовательная программа, "Правила поведения на железнодорожном транспорте" общий курс М. М. Уздина2006г. ,«Веселый семафор» — стихи Наталии Кнушевицкой о поездах и железной дороге от издательства «Железнодорожное дело», интернет-ресурс.