Ланна Черкашина
Фотоотчет посещения музея дистанции пути «Мы — дети железнодорожников!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь нашего поселка на протяжении всей его истории неразрывно связана с железной дорогой. Сегодня ПЧ-13 – самая большая организация железнодорожников на пути от ст. Онохой до Тайшинского. В этом году исполнилось 80 лет Горхонской дистанции пути. Профсоюзный комитет ПЧ-13 заботиться о своих людях, а также о бывших подшефных организациях (школа, детский сад). Основной контингент наших воспитанников составляют дети железнодорожников. Поэтому, мы тесно сотрудничаем с Горхонской дистанцией пути. Своих «подготовишек» я всегда привожу в Музей дистанции пути, где нас очень радушно встречают. Вот и на этот раз нас пригласила Хранитель музея Председатель Совета ветеранов, племянница основателя Музея П. М. Рылова Молокова С. А. Приглашаем и Вас, уважаемые коллеги, познакомиться с историей нашей дистанции пути.
Публикация «Фотоотчет посещения музея дистанции пути „Мы — дети железнодорожников!“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2018
Вот что нам рассказала Светлана Алексеевна. Все начиналось более ста лет назад.
В 1883 г. тут приступили к изыскательным работам по строительству будущей Транссибирской магистрали. Для обслуживания железной дороги близ реки Ара-Кижа, на холме в 50 сажен от полосы отчуждения, на землях Аракижинского общества Нижнеилькинского булука Ходайской волости и было создано село Горхон. В переводе с бурятского Горхон означает «родник». В окрестностях села протекают холодные горные реки: Эхи-Горхон, Зун-Горхон, Дунда-Горхон, которые сливаются вместе и образуют речку Горхон. Село получило название по имени речки.
Станция с этим именем, как и другие, строилась вольнонаемными, а также китайцами, итальянцами и бывшими каторжными. Многие переселенцы пустили здесь свои корни. (Одним из переселенцев был мой прадед по материнской линии Шишкин Максим Мартинович, уроженец Волго-Вятской губернии). Отдаленность от промышленных центров заставляла разработчиков и строителей принимать неординарные решения. Были созданы казенные железнодорожные обозы (до 400 подвод) из «лошадей забайкальской породы и томских крупных, способных перевозить до 30 пудов».
Клубы черного дыма и гудок паровоза возвестили о первом поезде, прошедшем по нашим краям в 1902 г. в 1912 году на станции открылись депо и железнодорожные мастерские. Одним из экспонатов музея является колокол, который извещал о прибытии или отправлении поезда. Один удар – прибытие, три – отправление. Мы с удовольствием возвестили всю контору дистанции о том забытом времени!
В 1937 году на станции Горхон, приказом Наркома путей сообщения появилась Горхонская дистанция пути ПЧ-13. Она всегда была в числе лучших на Восточно-Сибирской железной дороге. На протяжении многих лет не имела брака, нарушений, обеспечивала полную безопасность движения поездов.
Во время войны, в условиях строгой секретности и оперативности, дистанционники участвовали в проведении перегруппировки войск, доставляя по назначению вагоны с войсками и грузами. Только за четыре весенне-осенних месяца было доставлено 136 тысяч вагонов.
Многие железнодорожники ушли на защиту Родины. Были среди них защитники Сталинграда, Москвы, были и те, кто дошел до Берлина, участники Парада Победы в 1945 году.
Путейские ряды заполнили женщины и подростки, которые работали по 12 часов в сутки без выходных и отпусков. Не было рельсов, шпал, сцеплений, все уходило на запад. Но люди искали выход, использовали местные ресурсы. За самоотверженный труд в годы войны 201 работник дистанции пути удостоен награды – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1944 году коллективу дистанции пути было присуждено Красное знамя и денежная премия Наркома путей сообщения. Денежную премию коллектив перечислил в фонд обороны страны, а знамя бережно хранится в музее.
Горхон славится своими династиями железнодорожников, чьи деды работали на паровозах, а внуки – на электровозах, бабушки переводили стрелки вручную, а правнучки - нажатием кнопки на пульте управления.
Лиза увидела своего отца на доске почета, а Ульяна – дядю!
На одном из стендов мы увидели фотографию клубной площади. До постройки Клуба железнодорожников там стояла церковь. На сегодняшний день сохранился лишь памятник павшим землякам, здание клуба-дворца снесли.
Сейчас на месте клуба строится новая церковь. Так у нас возрождается забытое прошлое.
Мы вышли из музея с новыми впечатлениями и пожелали «Счастливого пути» проходящим поездам!