Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Публикация «Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь. Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом, т. к. народный костюм - это система, отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры.
Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом.
Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие
Задачи:
-Познакомить детей с русским народным костюмом, с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма.
- Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
-Развивать у детей эстетический вкус, творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству.
-Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за «золотые» руки русских мастеров.
Задачи системы дошкольного образования, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал. Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.
Принципы реализации:
В основу положены следующие принципы воспитания:
1. Доступность: учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему: «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю» на учебный год и система работы по его реализации. (условия)
Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали:
- Изучение истории костюма. Где дети знакомятся с внешним видом костюма, его формой, расцветкой, элементами украшения.
- В своей работе используем фольклор: пословицы, поговорки, загадки о костюме, сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях
- Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани: лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы, т. е. трудовые действия: прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.
- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника, отличие между праздничным и будничным костюмом.) раскрываем его символичность, даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах, краски тканей, образы, передаваемые в силуэте костюма.)
- Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках, вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)
Условия реализации:
- Организация предметно-пространственной развивающей среды. Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей, Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю, костюму, сказкам, Творческая мастерская, Раскраски, обводки, Уголок «Ряженья»
Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.
- Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
- организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)
- организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)
Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировали знания об устройстве русского быта, об истории русского костюма. У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников, позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа, гордость за его достижения.