Ляшова Надежда
Проект для старшей группы «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Ляшова Н. А.
2023г
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 10.09. – 29.09.
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта : У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Публикация «Проект для старшей группы „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Традиционный русский костюм очень важная часть традиционной культуры. Ведь именно он является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции изготовления русского народного костюма.
Проблема: Реализуя тему «Одежда» детям была продемонстрирована презентация «Современная одежда». От детей прозвучал вопрос, а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую одежду? Кто – то из ребят давал положительные и отрицательные ответы, а кто – то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой одежде раньше ходили люди.
Объект изучения: русский народный костюм.
Цель проекта : формирование представлений детей о русском народном костюме посредством познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта :
для детей:
• Познакомить детей с народными традициями русского народного
костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
• Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма)
• Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
• Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
• Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
• Поддерживать у детей и потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
• Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Обогащать словарный запас дошкольников.
Для педагогов:
• Способствовать расширению представлений детей о русском национальном костюме.
• Привлечь внимание к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
• Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.
Для родителей
• Познакомить родителей с историей русского национального костюма.
• Привлечь внимание родителей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма
• Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
• Воспитывать стремление сохранения и укрепления семейных традиций.
Этапы осуществления проекта :
1 этап - подготовительный
2 этап - основной
3 этап - заключительный
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Цель: ознакомление с первоначальными знаниями детей о русском народном костюме.
• Выявление первоначальных знаний детей о русском народном костюме.
• Информация родителей о предстоящей деятельности.
• Планирование работы
• Формирование тем для занятий
• Подбор иллюстраций, картин на тему «Русский народный костюм»
• Подобрать сказки, стихи, загадки об одежде.
• Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
• Настольный театр, плоскостной магнитный театр.
2 этап – основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
Совместная деятельность педагогов и детей
1. Цикл бесед
• «Культура и традиции русского народа»
• «Русский народный костюм»
• «Знакомство с элементом женского народного костюма — кокошником»
• «Эх, лапти мои!»
2. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.
• Знакомство с пословицами и поговорками;
• Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
• Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»;
• Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»;
• Чтение сказки «Морозко»
3. Просмотр презентации «Русский народный костюм».
• Просмотр видео и мультипликационных фильмов:
• «Царевна-лягушка»;
• «Гуси – лебеди».
• Сказки Пушкина А. С. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4. Дидактические игры:
• «Оденем куклу в русский народный костюм»
• «Сложи картинку»
• «Подберем головной убор к сарафану» и др.
5. Народные подвижные игры : «Гори ясно», «Сова», «Ворон», «Каравай», «Теремок», «Цепи кованные», «Медведь» и др.
6. ОД:
• Речевое развитие: «Наша Родина - Россия, наш язык - русский»
• Художественно – эстетическое развитие. Рисование. «Фартук для Варвары».
• Художественно – эстетическое развитие. Аппликация. «Украшение кокошника».
Работа с родителями:
• Проведение бесед о создании и значении проекта;
• Консультации:
- «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
• Приобщение родителей к созданию мини – музея «Кукла Варваре в русском народном костюме».
• Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
• Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
3 этап – заключительный
Цель: формирование познавательной активности, приобщая к национальной культуре, интерес к фольклору.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
презентация на педсовете ДОУ.
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
• дети познакомились с историей русского народного костюма и его элементами;
• у детей закрепились представления детей о головных уборах их особенностях, внешнем виде;
• у детей сформировались уважение и бережное отношение к народному костюму и предметам старины;
• у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.
Для педагогов:
• Реализовались основные цели проекта, ее полное отражение в проекте.
• Систематизировались знания детей о русском народном костюме.
• Развиваются у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Для родителей:
• Участие в создании мини - музея «Кукла Варвара в русском народном костюме»
• Установление эмоционального контакта с детьми.
Продукт проектной деятельности :
Развлечение «В гостях у Варвары» (с использованием народного фольклора, частушек, хороводов, русских народных танцев, русских народных игр и русских народных песен).
Анализ проведенной работы по реализации проекта :
В ходе реализации проектной деятельности «Русский народный костюм» выявлено, что дети более глубоко изучили традиционный русский костюм, как важную часть традиционной культуры, что способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщились к народному искусству для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Повысилась познавательная активность.
В процессе работы с родителями воспитанников прослеживается заинтересованность о русской народной культуре : родители советуются с педагогом, как можно применять формы работы с детьми для изучения русского костюма в домашних условиях, определили для себя важность любви к Родине, к родным местам, и гордости за свой народ. А также родители помогли в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы : участие в создании мини - музея «Кукла Варвара в русском народном костюме»
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Оснащение РППС в группе.
2. Оформление холла в детском саду.
3. Методический инструментарий (схемы бесед, занятий, сценарий развлечения и т. д.).
4. Подборка методической литературы
Используемая литература:
1. Алешина Н. В «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью». Серия Воспитание человека. Москва 2005 год
2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011
4. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и
дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и
обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия
«Мастер – класс педагогов ДОУ»).
5. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие / По ред. К. В.
Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.