Анна Неуютнова
Консультация для педагогов «Русский язык как не родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.
Русский язык является основным языком педагогического общения на всех ступенях образовательной системы. Чтобы быть интегрированным в общий воспитательно – образовательный процесс, ребенок должен владеть русским языком.
Публикация «Консультация для педагогов „Русский язык как не родной“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Есть отдельные дошкольные учреждения, с национально-региональным компонентом образования но и они, как правило, большую часть занятий проводят на русском языке.
Нам педагогам уже давно приходится практически решать проблемы координации двух языков в учебно-воспитательном процессе. Если ребенок не владеет русским или владеет им недостаточно, он действует не обдумано, подражает другим, не понимает всего, о чем говорит педагог. В результате оказывается неусвоенным учебный материал, а ребенок не получает полноценного развития, адекватного его возрасту.
Перед воспитателями детских садов встает задача не только готовить таких детей к школе, но и строить занятие с учетом того, что не все дети усвоят его полностью. Приходится адаптировать свою речь к более низкому уровню понимания, менять методику преподавания, делая ее более доступной для той части группы, которая не владеет русским языком в достаточной степени.
Это явствует природе раннего билингвизма (двуязычия, поскольку овладение речью неразрывно связано с интеллектом и изучением окружающего мира, со всем поведением человека. От того, как складывается языковая судьба ребенка, зависит структура его личности, самосознание, возможности получения образования и профессиональная жизнь.
Психологами и методистами по обучению русскому, и иностранному языкам давно установлено, что дети в дошкольном возрасте лучше усваивают второй язык, чем в следующие годы.
К 5-6 летнему возрасту дети в основном усваивают систему родного зыка. Это наиболее благоприятный период для обучения языкам.
Этот возраст отмечается сензитивностью (восприимчивостью к обучению). Гибкость речевого аппарата, активная память, повышенная восприимчивость к языку, способность к подражанию дают им возможность быстро усвоить второй язык.
«Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям,- это твердо установленный факт»
Между тем обучение второму (русскому) языку в дошкольном возрасте имеет свои трудности. Они заключаются в том, что дети к старшему возрасту имеют довольно ярко выраженные индивидуальные особенности, обусловленные, в частности, неодинаковостью жизненного опыта, разными возможностями и условиями общения и получения информации средствами изучаемого языка.
У дошкольников могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, незнакомыми для детей словами и фразами.
Одним из важных аспектов обучения и воспитания детей, подготовки к обучению в школе является приобщение их к изучению русского языка. Основной формой обучения русскому языку является специально организованное занятие. И главная цель наших занятий – вызвать у детей активность, стимулировать разговорную речь, добиваться правильной русской речи. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.
Основной целью проведения занятий по русскому языку является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Задачи обучения русскому языку в ДОУ состоят в следующем:
- формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению русского языка, желание овладеть им;
- добиться, чтобы дети овладели лексическим объемом, предусмотренным в словарном минимуме; способствовать эффективному запоминанию новых слов, их активизации, используя различные игровые ситуации и упражнения;
- учить детей самостоятельно строить фразы для описания различных ситуаций; создавать условия для максимального использования самостоятельной связной речи детей на русском языке;
- воспитывать у детей патриотические и интернациональные чувства, расширять кругозор детей по мере изучения новых слов; через учебный материал осуществлять нравственное воспитание, интеллектуальное воспитание.
Структура занятий строится следующим образом:
- организационный момент;
- лексика – закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики. Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность.
- фонетика – артикуляция звуков русского языка, произношение в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков. Здесь основное внимание уделяется тому, что мы должны стараться, чтобы ребенок научился слышать звук – прислушивался к звуку, а затем – услышал этот звук (найти местоположение звука – в начале – середине, - в конце слова);
- связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личных жизни, пересказ произведений; - грамматика – игры и упражнений на усвоение грамматических форм (род, число и падеж) русского языка;
- игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок, рассказывание сказок и т. д.
Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами – показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, попробовать на вкус).
Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Применение на занятиях мультимедийного оборудования и показ изображений делает занятие живым и интересным.
Основная проблема – обучение грамматике. Очень хороший метод по освоению грамматики и лексики – драматизация русских сказок. Особенно если в младших группах, где есть повторы. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д.
Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное время с целью: продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять умение и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях: проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.
В работе с родителями
Работа с родителями проводится в форме родительских собраний, консультаций, мастер – классов. Тематических недель. Открытых показов просмотров. Родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующим вопросам обучения русскому языку.
Работа с социумом
Также проводится работа по преемственности с начальной школой. Каждый год проводится неделя открытых дверей для учителей начальных классов. Им предоставляется возможность просмотра открытых занятий с последующим обсуждением, а также предоставляется возможность присутствовать на режимных моментах, досугах и развлечениях.