Светлана Шарапова
Русские народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»
Г. Тамбов
Русские народные игры
Составила инструктор по физической культуре
Шарапова С. С.
Тамбов 2017 г.
«ЛАПТИ»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Оборудование: мешочки, мел или веревочка, чтобы сделать круг.
Руководство:
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
На середине площадки чертится круг диаметром 3-4 метра. В центре круга стоит водящий. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.
Правила
1. Водящий бегает и салит детей только внутри круга.
2. Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.
3. Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.
Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.
«ДУДАРЬ»
Цель: упражнять в беге, развивать координацию движений.
Руководство:
Дети становятся в круг, выбирают Дударя и взявшись за руки ходят по кругу напевая:
Дударь дударь дударище,
Старый старый старичище.
Пропев песню спрашивают:
Дударь, Дударь что болит?
- Нога болит. (или уши, рука, спина, нос соседа, и т. д.)
Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место, которое произнес Дударь, за свое или же соседа, и снова идут по кругу напевая песню. Так продолжается 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?» Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а Дударь кого поймает, тот и становится на его место.
«ГОРШКИ»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям.
Руководство: Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего («горшка») становится другой игрок - хозяин («торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка».
Водящий: Нет ли продажных горшков?
Хозяин: Нет продажных.
Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ.
Xозяин: Купи, что дашь?
Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце.
Хозяин: Ладно, по рукам.
Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к си-дящему («горшку», тот и становится хозяином, а опоздавший - водящий.
Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
«МЫШИНЫЕ УГОЛКИ»
Цель: учить перебегать не наталкиваясь, быстро ориентироваться.
Оборудование: плоские кольца, обозначающие домики.
Руководство:
Игроки стоят в своих «уголках». Водящий подходит к одному из детей и ведет с ним диалог:
Ведущий: Мышка, мышка, продай уголок!
Мышка: А за что продать?
Водящий: За шильце, за мыльце, за хлебное зернышко, за сладкий сахарок!
Мышка: Не продам уголок. Ищи другой домок!
После последних слов «мышки» все остальные игроки меняются местами, а водящий старается их опередить и занять уголок. Кто остался без «домика» — водит.
«ПИРОГ»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, учить умению играть в коллективе.
Оборудование: шапочка «пирога»
Руководство: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.