Наталья Шибарова
Народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период: рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как-бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура русского народа одна из лучших тому примеров, т. к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию игр.
Публикация «Народные подвижные игры» размещена в разделах
На Руси умели, и работать и весело отдыхать. Русские народные игры самодостаточные произведения народного творчества, созданные и оточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.
Вряд ли когда-нибудь мы всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «Казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нам как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все народные игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимание. Если проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игровая ситуация увлекает, развивает умственную деятельность и воспитывает ребенка. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Часто движения сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками. Например:
Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду, и по улице пойду.
Громче дудочка дуди, мы играем, ты води.
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.
Кукушата просят пить, выходи тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например: игра «Золотые ворота». Двух игроков выбирают путем считалки, они договариваются, кто из них как будет называться (Солнце – месяц, дерево- кустик, карлик- великан, встают друг, против друга подняв вверх соединенные руки, образуют ворота. Остальные желающие идут вереницей друг за другом. Ведущие произносят:
Ай люли, ай люли. Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше, получилось красота!
Получились не простые золотые ворота!
Золотые ворота - дети идут вереницей под
Пропускаю не всегда руками
Первый раз прощается
Второй запрещается.
А на третий раз
Не пропустят вас! - ведущие быстро опускают
руки
спрашивают «солнце или
месяц»
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.
В некоторых народных играх перед их началом применяются песни. Например, игра «Веночек»
Дети становятся в шеренгу на одном конце площадке: это цветы в саду. Выбирается водящий – садовник. Он находится на расстоянии 8 – 10 метров от детей. Приближается к ним садовник и говорит:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
Дети: Не хотим, чтоб нас срывали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться.
Произносят последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается поймать кого – либо из играющих.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, попевка, жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст. Его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие. Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движению, удальству.
Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, выкупом фантов шутками и юмором, характерным для них. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров –действует на ребенка сильнее, чем замечания.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они способствуют разностороннему развитию, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно - игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси0лебеди», «Волк во рву», «Медведь и пчелы», «Охотники и звери», «Мыши и кот», «Наседка и цыплята»). Игры с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость и эмоциональный подъем. Для удобства рассмотрения можно условно разделить народные игры на несколько типов :
• Игры, отражающие отношения человека и Природы;
• Игры, отражающие повседневные знания и быт наших предков;
• Игры на находчивость, быстроту и координацию;
• Игры на силу и ловкость;
• Военные игры;
Игры помогают углублять нравственные и эстетические чувства детей, приобщают их к народным традициям. Они представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.
Спасибо за внимание!